Как выпрессовать шаровую из рычага своими руками?
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Как выпрессовать шаровую из рычага своими руками?

Замена шаровой опоры своими руками: инструкции с фото и видео

Стук и дребезжание, доносящиеся из передней части, щелчки при сильном качении автомобиля и резких поворотах – все это говорит о возможной неисправности ходовой части. Откладывать диагностику на потом не стоит. Неисправность может оказаться серьезной и влиять на безопасность движения.

Люфт в шаровой опоре входит в список таких неисправностей. Происходит в результате образования зазора между корпусом детали и элементом («палец» шаровой), крепящимся к поворотному кулаку. Как определить и устранить поломку самостоятельно, экономя на станциях технического обслуживания, рассмотрим далее.

Оглавление:

Признаки неисправности шаровой опоры

Прежде всего нужно убедиться в том, что неисправна именно шаровая опора. Первичная проверка очень проста. Снимаем блокировку руля — вставляем ключ в замок зажигания и отмыкаем руль. На незаведенном автомобиле качаем рулевое колесо из стороны в сторону. Движения должны быть короткими и довольно резкими. Обращаем внимание, с какой стороны доносится стук. Если износ шаровой опоры незначительный, такие нагрузки могут быть недостаточными, шумов может и не быть. В данном случае, стучать могут еще и рулевые тяги, наконечники. Этот способ скорее предварительный — помогает определить проблемную сторону, но не дает точных утверждений.

Проверка неисправности шаровых опор

Загоняем автомобиль на смотровую яму или эстакаду. Затягиваем стояночный тормоз, включаем первую передачу КПП, устанавливаем руль в нейтральное положение. Выходим из машины и подкладываем противооткатные упоры под задние колеса. Поднимаем домкратом автомобиль со стороны доносящихся стуков. Не забываем о страховке — пользуемся подставками под порог. При их отсутствии, кладем запасное колесо. Образовавшегося зазора между колесом и землей должно хватать для беспрепятственного доступа к внутренней стороне колеса.

Раскачиваем колесо, приложив усилия к его верхней и нижней точке по вертикали. В этот момент не помешает напарник, который сможет визуально определить наличие люфта в месте соединения пальца шаровой опоры с поворотным кулаком. Если слышно стук, но визуально наличие дефекта определить не получается, кладем руку на опору и повторяем действия. Наличие люфта можно будет ощутить.

Когда помочь некому, используем монтировку либо большой ключ или кусок арматуры. Со стороны смотровой ямы заводим монтажку между рычагом подвески и поворотным кулаком, предварительно осмотрев пыльник на наличие разрывов.

Плавно покачивая, наблюдаем за наличием люфта. Важно отличить рабочий ход пальца шаровой от неисправности. Если при воздействии на узел видны незначительные смещения рычага подвески без посторонних шумов и стуков, при этом конструкция не теряет жесткость – это рабочий ход. Если под нагрузкой расстояние между рычагом и кулаком увеличивается, слышится стук, а через монтировку ощущается вибрация – это выработка в самой шаровой. Все те же действия, при необходимости, повторяем с другой стороны.

Подробнее о проверке шаровой опоры можете посмотреть в видео:

Что нужно для замены шаровой опоры

Для выполнения ремонтных работ понадобится набор инструментов и ключей, молоток и монтажка. Для удобства, имеет смысл обзавестись специальным съемником шаровых опор. Перед покупкой лучше проконсультироваться у продавца.

Также рекомендуется приобрести щетку по металлу, которой очистим болты и гайки от налипшего песка и грязи. И «Жидкий ключ» – проникающая смазка с преобразователем ржавчины. Облегчим откручивание закисших резьбовых соединений, сделаем залом болтов менее вероятным.

Покупаем запчасти

Подбор запчастей осуществляется по VIN-коду вашего автомобиля, что исключает ошибку подбора. Но перестраховаться и обратить внимание на шаровую опору при диагностике не будет лишним. На некоторых автомобилях левая опора отличается от правой. Выбирая производителя, прислушиваемся к рекомендациям продавца. Соотношение цены и качества должно быть удовлетворяющим. Шаровая опора – важный элемент подвески, влияющий на безопасность движения, поэтому экономить на ней не стоит.

Передние левая и правая шаровые опоры на Toyota Corolla EE90

В зависимости от производителя, к шаровой опоре может прилагаться комплект новых крепежных болтов и гаек.

Очень важный момент! Старые крепежные элементы довольно часто «закисают», что вызывает сложности при демонтаже. Порой, открутить их получается только деформировав. Срезанные резьбы, обломанные болты, сорванные грани могут заставить ехать в магазин посреди ремонтных работ, оставляя автомобиль разобранным. В случае отсутствия в комплекте новых метизов интересуемся, где их можно приобрести, возможно ли вернуть товар в случае ненадобности.

Где ремонтировать автомобиль

Удобнее и безопаснее ремонтироваться на смотровой яме или эстакаде. Подобраться к проблемной зоне получается с любой стороны. Если такой возможности нет, выбираем место, не мешающее проезду транспорта и проходу людей. Учитываем непредвиденные обстоятельства.

Замена шаровой опоры своими руками

В зависимости от марки автомобиля, последовательность и виды работ могут отличаться. Рассмотри наиболее распространенные случаи:

1. Опора запрессована в рычаг подвески или крепится болтами

Перво-наперво не забываем о безопасности: ручник, передача, противооткатные упоры. Балонным ключом срываем колесные болты или гайки. Поднимаем машину домкратом. Стойки или запасное колесо кладем под порог. Откручиваем колесный крепеж и снимаем колесо. Щеткой по металлу очищаем крепежные элементы шаровой опоры и болты сайлентблоков рычага подвески. Обрабатываем «Жидким ключом». Ждем 10-15 минут.

Обработка креплений сайлентблоков «Жидким ключом»

Откручиваем гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку. Если место позволяет, используем головку и вороток. Если нет, пользуемся накидной стороной ключа, чтобы не сорвать грани. Гайка закручена достаточно сильно.

При наличии специального съемника выводим палец шаровой опоры из проушины. П-образную часть съемника размещаем под проушиной кулака над пыльником опоры. Ключом заворачиваем гайку съемника, давим Г-образной частью на палец шаровой.

Процесс снятия шаровой опоры вместе с рычагом подвески из поворотного кулака

Если съемника нет, используем монтировку как рычаг. Просовываем между рычагом подвески и полуосью, давим вниз, чтобы создать напряжение в узле. Стучим молотком в место крепления шаровой опоры с поворотным кулаком. Напряжение и удар должны быть достаточно сильными. Палец должен выскочить.

В случае фиксации стопорным болтом, откручиваем гайку и достаем его. При необходимости помогаем себе молотком. Чтобы не испортить резьбу наживляем гайку и стучим по ней.

Откручиваем болты крепления рычага подвески к подрамнику. Если гайки с обратной стороны прокручиваются, придерживаем их ключом. Достаем болты. Болт продольного сайлентблока может упереться в полуось. В таком случае используем подручные подставки под поворотный кулак. Поднимаем на высоту, позволяющую достать болт. Снимаем рычаг.

Процесс снятия рычага подвески (вместе с шаровой опорой) с подрамника

Если шаровая опора крепится к рычагу подвески на болты, то откручиваем их. Заводская опора может крепиться заклепками. В таком случае высверливаем их. Для крепления новой детали используем купленные болты.

Если же шаровая опора запрессована, то снимаем стопорное кольцо (можно также снять пыльник, если будет мешать) со стороны пальца. Достаточно поддеть их плоской отверткой.

Снятие стопорного кольца и пыльника с шаровой опоры

При помощи специального съемника выпрессовываем опору. Нет такого – выбиваем молотком. Чем тяжелее молоток, тем проще. Для удобства зажимаем рычаг в тисках, или кладем на два кирпича так, чтобы выходу шаровой ничто не препятствовало. Для акцентированных ударов молотком используем наставку на палец шаровой. Удлинитель на ½ из набора инструмента подходит для этих целей как нельзя лучше. Палец шаровой можно обрезать болгаркой, выбивать будет проще. Так как сила удара не будет гаситься о нефиксированный палец, а придется на корпус. Если опора не поддается, пробуем нагреть газовой горелкой. Металл расширится, должно помочь.

Выпрессовка шаровой опоры из рычага

Запрессовка производится в следующей последовательности. Посадочное место обрабатываем жидким ключом. После высыхания смазываем мыльным раствором. Не забываем смазать и опору для лучшего скольжения (если только новая шаровая уже не смазана производителем). При отсутствии спец. инструмента для запрессовки, подбираем подходящую по диаметру оправку. Это может быть обойма от подшипника или головка из набора инструмента. Запрессовывая подручными средствами нельзя наносить удары в центр новой опоры. Нагрузка должна распределяться равномерно по краям шаровой. Избегаем перекосов. Несильными ударами по кругу загоняем деталь в посадочное место.

Запрессовка шаровой опоры

Со стороны пальца шаровой надеваем пыльник, если снимали его с новой шаровой, и стопорное кольцо, помогая плоской отверткой. Важно действовать аккуратно, чтобы не порвать пыльник. Показатель того, что стопорное кольцо находится на своем месте – свободное вращение вдоль шаровой. Установка рычага производится в обратной последовательности.

Подробнее о замене шаровой опоры можете посмотреть в видео:

2. Опора запрессована в поворотный кулак

На собранном автомобиле откручиваем центральную ступичную гайку. Для этого может понадобиться специальная головка и вороток, выдерживающие большие нагрузки. Чтобы облегчить себе задачу, на вороток можно надеть подходящую по диаметру трубу.

Снятие центральной ступичной гайки

Если на вашем автомобиле стоят литые диски без центрального отверстия, начинаем со снятия колеса. Соблюдаем все меры предосторожности. Вывешиваем проблемную сторону, снимаем колесо. Откручиваем ступичную гайку. Для фиксации ступицы просим напарника нажать на педаль тормоза. Если тормозные диски вентилируемые, в центральный воздушный канал вставляем мощную отвертку и упираем в суппорт, тем самым стопорим ступицу. Это позволит выполнить данную операцию самостоятельно.

Откручиваем крепление кабеля АБС и сам датчик от поворотного кулака. Откручиваем крепление тормозного шланга. Откручиваем болты направляющих суппорта. Вставляем плоскую отвертку в смотровое окно суппорта между тормозным диском и колодками, разводим их. Снимаем суппорт. Подвязываем его веревкой или проволокой к пружине — не оставляем висеть на тормозном шланге Датчик ABS можно подвесить таким же образом.

Отсоединение ABS и суппорта

Откручиваем гайку крепления верхней шаровой опоры с поворотным кулаком, нижней опоры с рычагом подвески. Расшплинтовываем гайку крепления рулевого наконечника с поворотным кулаком и откручиваем ее. Шплинт поддается достаточно легко, в случае необходимости помогаем себе пассатижами. Выводим пальцы шаровых опор и рулевого наконечника из проушин при помощи съёмника или молотка по аналогии с первым случаем.

Процесс выбивания стержня шаровой опоры из посадочного места поворотного кулака

Достаем поворотный кулак. Меняем опору на новую по аналогии с пунктом №1. Установка поворотного кулака производится в обратной последовательности.

Снятие старой и запрессовка новой шаровой опоры

Подробнее ознакомиться с этим вариантом работы можете ознакомиться в видео:

Дополнительные советы

Закручивать болты и гайки рекомендуется с определенным усилием при помощи динамометрического ключа. Информацию о моментах затяжки можно найти в интернете на тематических сайтах. Если такого ключа у вас нет и покупать его не планируете, просто будьте внимательны. Чрезмерными усилиями можно сорвать резьбу, а ослабленные резьбовые соединения могут сказаться на безопасности. Чувствуйте меру.

Снятые болты и гайки при необходимости очищайте щеткой по металлу, обрабатывайте «Жидким ключом», смазывайте графитной смазкой. Это предотвратит закисание и облегчит работы в будущем.

После любого вмешательства в систему подвески рекомендуется делать развал-схождение на специализированных СТО.

Как сделать съемник шаровых опор своими руками

Во время проведения ремонт ходовой части и рулевого управления практически всегда возникает надобность в снятии шаровых опор или наконечников рулевых тяг.

Особенностью этих конструктивных элементов является то, что палец опоры или наконечника имеет конусную форму, которой он входит в посадочное гнездо.

В процессе эксплуатации плотность посадки возрастает настолько, что поверхности данного соединения практически прикипают друг к другу.

Дополнительно между пальцем и гнездом может попасть влага, вызывающая очаги коррозии, которые еще больше уплотняют соединение.

Поэтому для снятия шаровых опор или наконечников применяются специальные съемники, позволяющие выпрессовать палец с минимальными усилиями.

Виды съемников

Рынок автоинструментов предлагает широкий выбор таких съемных механизмов, которые можно подразделить на два вида:

Винтовые съемники считаются универсальными, и подходят для работы практически с любым автомобилем.

Усилие в них создается за счет завинчивания болта в корпус съемника. Сам корпус надевается на проушину опоры, а при закручивании болт упирается в палец опоры и выпрессовывает его из гнезда.

Рычажные съемные механизмы не менее эффективны, но они больше по габаритам, поэтому не для каждого авто они могут подойти.

К примеру, таким съемником на ВАЗ-2107 верхнюю шаровую опору еще можно снять, а вот добраться до нижней не получится из-за очень ограниченного пространства.

Для этих целей используется специальный съемник.

Суть рычажного съемника сводится к наличию двух рычагов, посредине соединенных между собой.

С одной стороны, в них проделаны отверстия и установлен стяжной болт.

Для выпрессовки один рычаг устанавливается между проушиной и опорой, второй же рычаг при этом получается под пальцем.

При выкручивании болта из-за имеющейся соединяющей оси концы рычагов начинают сходиться, и палец выталкивается.

Но необязательно съемный механизм приобретать, его запросто можно изготовить и в домашних условиях из подручных средств.

Далее рассмотрим несколько типов съемников шаровых опор и рулевых наконечником, которые можно изготовить самостоятельно.

Тип съемника — КЛИН

Самым простым съемником является так называемый «клин». Он не относится ни к какому типу съемных механизмов, но при этом является достаточно эффективным приспособлением для выпрессовки.

Для его изготовления понадобиться всего лишь шлифмашинка угловая («болгарка»), можно также использовать станок с абразивным кругом.

В качестве заготовки выступит металлическая пластина размерами со спичечный коробок.

Вначале необходимо придать заготовке формы клина, для чего «болгаркой» или станком стачиваем металл так, чтобы в профиль пластина имела вид треугольника. Затем той же «болгаркой» проделываем прорез посредине на 2/3 длины заготовки со стороны вершины треугольника, то есть с тонкой стороны клина. Ширина пропила должна быть чуть больше толщины пальца опоры, то есть должна получиться своеобразная скоба.

При желании можно приварить к скобе металлический прут, который в дальнейшем облегчит работу с клином.

Выпрессовка пальца клином производится очень просто. Он устанавливается в зазор между проушиной и корпусом опоры. А дальше просто молотком клин забивается, что приводит к выскакиванию пальца из гнезда.

Недостатком клина является то, что в процессе выпрессовки пыльник получит повреждения. Поэтому клин можно использовать только при выполнении замены опор или наконечников.

Если же производится ремонт подвески и рулевого механизма, не подразумевающего замену шаровых элементов, клин лучше не применять.

Винтовой разжимной механизм

Второй тип съемного механизма, который можно изготовить из подручных средств – винтовой разжимной. Он отлично подходит для замены шаровых опор классических моделей ВАЗ.

Особенностью конструкции подвески этих авто является то, что верхняя и нижняя опоры располагаются симметрично друг другу и расстояние между ними не большое.

Его в домашних условиях можно изготовить только при наличии сверлильного станка или же придется обращаться в токарную мастерскую. Такой съемник состоит всего из двух частей.

Для его изготовления понадобиться квадратный или шестигранный прут с гранями под ключ на 17 или 19, длина которого составляет 7 см. В этом пруте делаем при помощи сверлильного станка отверстие и нарезаем резьбу под болт на 8. Вкручиваем болт и все – съемник готов.

Как он действует, рассмотрим на примере ВАЗ-2107. Для выпрессовки верхней опоры, необходимо выкрутить стопорную гайку, но не до конца, снимать ее не нужно. Затем устанавливаем между пальцами опор изготовленный съемник с закрученным до упора болтом.

Чтобы выдавить палец берем два ключа – одним удерживаем изготовленный корпус, а вторым вывинчиваем болт до тех пор, пока палец не сорвется с гнезда. После замены верхней опоры, проделываем тоже самое, но с нижней.

Винтовой Г-образный

Третий тип съемного механизма, который можно сделать самому – тоже винтовой, но он показал себя с отличной стороны и позволяет работать на любом авто.

Для его изготовления понадобиться круглый металлический прут диаметром не менее 10 мм и длиной 15-17 см.

Из него необходимо сделать Г-образную заготовку с длиной плеча 5 см. То есть, берем прут, на нем отмеряем 5 см, зажимаем в тисках и при помощи молотка загибаем его на 90 град.

На длинной части заготовки нарезаем резьбу и подбираем гайку.

Остается изготовить упорную планку. Сделать ее можно по подобию клина, расписанного выше. То есть берем пластину, но толщиной 0,5 см. С одной стороны делаем прорез под палец опоры.

При надобности можно толщину пластины со стороны пропила уменьшить, сточив слой металла. Главное, чтобы пластина входила в зазор между корпусом опоры и проушиной, при этом она не оказалась слишком тонкой, иначе в процессе выпрессовки она согнется.

С другой стороны, от пропила делаем отверстие под Г-образную заготовку. Остается только надеть пластину на длинную часть прута. Если резьба получилась по длине недостаточной, чтобы выжать палец, то можно под гайку подложить несколько шайб.

Работает этот съемник так: Выкручиваем гайку практически до конца, устанавливаем пластину в зазор между опорой и проушиной, а прут поворачиваем так, чтобы короткое плечо упиралось в палец.

Затем просто закручиваем гайку, при этом пластина будет выступать в качестве упора, а прут коротким плечом выдавит палец.

Винтовой, изготовленный из уголка

Еще один винтовой съемник можно изготовить из металлического уголка и сварочного аппарата.

Для этого берем уголок со сторонами 7-8 см и такой же длиной, и толщиной 0,3-0,5 см.

В одной из сторон проделываем пропил для закрепления механизма на проушине. Из листового металла толщиной 0,3 см вырезаем два треугольника, которые будут выступать раскосами. Их нужно приварить по бокам к уголку. Это значительно увеличит прочность конструкции.

Берем гайку на 17 и длинный болт под нее. Саму гайку привариваем перпендикулярно прорезу так, чтобы отверстием она была обращена к пропилу.

Чтобы в дальнейшем болт можно было легко расположить на одной оси с пальцем, перед тем, как закрепить при помощи сварки гайку, на уголок предварительно необходимо приварить проставку.

Остается только вкрутить болт и съемник можно использовать.

Это простейшие типы съемных механизмов, которые можно изготовить самостоятельно.

В целом же, вариантов их масса, к тому же имея немного фантазии и начальные знания по слесарному делу, запросто можно придумать и изготовить свой съемник.

Предлагаем к просмотру некоторые чертежи.

Инструмент для выкручивания опоры

Рассмотрим мы еще один тип, который используется не для выпрессовки пальца, а для извлечения самой опоры.

Дело в том, что на ряде авто (Пежо, Ситроен) шаровая опора вкручивается в рычаг. Со временем резьбовое соединение закисает, и выкрутить данный элемент подвески достаточно сложно без специального инструмента.

Но необходимые съемник можно и самостоятельно изготовить, а не тратить деньги на заводской.

Изготавливается он из толстостенной трубы на 2’’ длиной 8-9 см.

С торца этой трубы необходимо сделать 4 шипа шириной 5 мм и высотой 7 мм, расположенных под углом 90 град относительно друг друга.

То есть должно получиться на торце трубы 4 выступа равномерно распределенных по окружности. Сделать это можно при помощи ножовки по металлу и напильника или же «болгаркой».

С другого торца делаем прорези на глубину 3 см, деля окружность трубы на 8 частей.

Затем эти лепестки при помощи молотка подгибаем к центру, значительно уменьшая диаметр.

Берем гайку на 24, и привираем ее к торцевой части, а затем сварочным аппаратом заделываем проделанные прорези.

Работать таким съемников достаточно удобно – надеваем его на опору, так, чтобы шипы вошли в специальные пазы на корпусе опоры.

При этом палец пройдет сквозь изготовленный инструмент, что позволит на него накрутить стопорную гайку, тем самым фиксируя съемник. Остается только ключом на 24 за приваренную гайку выкрутить опору.

Альтернативный метод

Напоследок отметим, что выпрессовать палец опоры или наконечника можно даже, если нет возможности изготовить съемный механизм. Но такой метод следует использовать только в крайних случаях. Для извлечения пальца потребуется наличие монтировки и молотка.

Монтировка используется в качестве рычага и ее нужно установить так, чтобы создать усилие на отжатие опоры или наконечника, к примеру, поместить ее между рулевой тягой и проушиной стойки.

После создания усилия монтировкой, необходимо молотком наносить мощные удары по телу проушины. Если все правильно сделать, то после 2-3 ударов палец выскакивает.

Недостатком этого метода является то, что из-за ударных нагрузок можно повредить проушину, поэтому желательно все же применять съемники, а не выбивать опору.

Замена шаровой опоры (со снятием рычага)

Замена шаровой опоры (со снятием рычага) – наиболее удобный способ замены изжившей себя детали. Хотя на первый взгляд процесс ремонта не представляет особых сложностей, он имеет ряд нюансов, которые при несоблюдении, могут привести к потере управления и аварии. Рассмотрим, как выполнить замену шаровой опоры с демонтированного рычага своими руками.

Признаки неисправности шаровой опоры

Шаровая опора является обязательным элементом любой подвески. Она соединяет ступицу колеса с опорным рычагом. Деталь представляет собой палец, установленный в металлический корпус. Внутри находится смазка, обеспечивающая долгую жизнь подвижным механизмам, а снаружи вся конструкция защищена резиновым пыльником.

Именно он является слабым местом детали. Он защищает внутренние элементы от пыли и влаги, но если он прорвется, и вещества проникнут внутрь конструкции, замена неизбежна. Такая шаровая прослужит не более 2-3 тыс. км.

Срок службы шаровой опоры для каждого автомобиля индивидуален. Но в среднем этот показатель составляет от 60 до 90 тыс. км. Даже если подвеска не издает подозрительных звуков, а пыльники в порядке, лучше не испытывать удачу, а заменить деталь согласно сроку эксплуатации вашего автомобиля. Шаровая опора обеспечивает безопасность управления транспортным средством. Если она заклинит или вылетит из посадочного места, колесо вывернет в сторону, независимо от положения руля. Поэтому не пренебрегайте мерами предосторожности.

Выйти из строя деталь может и раньше назначенного производителем времени. Это будет обусловлено неприятным звуком при повороте колеса и преодолении неровностей на дороге. Но поскольку характерные звуки в похожих ситуациях издают многие детали подвески, следует убедиться, что проблема кроется именно в шаровой опоре.

Для этого снимите колесо и установите трубу или монтировку между поворотным кулаком и рычагом подвески. Попробуйте слегка надавить на рычаг. Если вы заметите люфт, опора неисправна. Проверьте пыльник. Если на нем имеются даже незначительные повреждения или следы смазки, замена шаровой опоры неизбежна.

Замена шаровой опоры своими руками

Осуществить замену можно 2-мя способами: с извлечением рычага и без него. Рассмотрим метод замены со снятием рычага подвески. Данный способ требует чуть больше времени и усилий, но он является более удобным. К тому же он обеспечивает лучшую запрессовку новой детали и предотвращает повреждения. Если у вас нет специального оборудования для запрессовки, лучше использовать именно этот метод. Рассмотрим, как произвести замену шаровой опоры со снятием рычага без специальных инструментов.

Весь процесс можно разделить на 4 этапа:

Демонтаж рычага. Извлечение старой шаровой опоры. Запрессовка новой детали. Установка рычага на место.

По ходу мы будем обращать внимание на ряд нюансов, которые могут показаться незначительными, но их соблюдение обеспечит более длительный срок службы вашей подвески, а может и сохранит вам жизнь.

Для замены вам понадобится домкрат или подъемник. При использовании домкрата не забудьте зафиксировать задние колеса и подложить под них противооткатные предметы. Откручивать гайки на колесе лучше, когда автомобиль стоит на земле. Ослабив гайки, можно поднимать машину на домкрате. Сняв колесо, выверните руль так, чтобы обеспечить себе доступ к рычагу.

Сначала отверните гайки, которые крепят рычаг в задней его части. Они обычно откручиваются без особых усилий. В случае прикипания воспользуйтесь жидкостью типа WD40. С наибольшими трудностями автовладельцы сталкиваются, когда начинают извлекать палец шаровой опоры. Для его демонтажа лучше использовать специальный съемник. Они достаточно универсальны и стоят недорого. Если съемника нет, придется выходить из положения посредством зубила и молотка. Но бить стоит аккуратно, иначе можно повредить другие детали подвески.

Открутив три болта и сняв палец шаровой опоры, можно вытаскивать рычаг.

Извлечение старой детали

Если у вас нет под рукой специальных инструментов для выпрессовки шаровой, потребуется две трубы и молоток. Первый отрезок трубы должен иметь такой размер, чтобы его внутренний диаметр превышал размер шаровой опоры, но при этом труба могла четко упираться в рычаг. Таким образом, при ударе о шаровую деталь вылетит внутрь трубы. Внешний диаметр отрезка второй трубы должен соответствовать диаметру основания шаровой опоры у пальца, чтобы трубу можно было упереть в опору и выбить из рычага.

Сначала необходимо снять стопорное кольцо, удерживающее опору. Для этого отлично подойдут специальные клещи, которые вставляются в отверстия кольца и раздвигают его в стороны. Рычаг устанавливается на трубу большего диаметра пальцем вверх. Для устойчивости рычага можно подложить пень или воспользоваться помощью напарника. Трубу меньшего диаметра следует одеть на палец и зафиксировать у основания опоры. Несколько увесистых ударов по верхней трубе и опора вылетит вниз.

Запрессовка новой шаровой

В комплект с новой деталью обычно идет стопорное кольцо и новый болт с гайкой. Важный момент: если вы хотите, чтобы новая деталь прослужила дольше, нанесите дополнительный слой смазки. Специальную смазку, по консистенции напоминающую джем, можно найти в любом магазине.

Смазку следует наносить под пыльник. Для этого аккуратно сдвиньте хомут, фиксирующий пыльник. Лучше не использовать нож или другие острые приборы, поскольку можно повредить пыльник. Сдвинув хомут, приоткройте пыльник и нанесите немного смазки по всей окружности. Но будьте аккуратны, чтобы вместе со смазкой не занести грязь. Иначе ваша опора проживет недолго. Для нанесения смазки подойдет обычный шприц.

Установив хомут на место, и зафиксировав пыльник, можно приступать к запрессовке новой опоры. Для этого подойдут те же трубы. Однако перед установкой детали следует внимательно посмотреть на посадочное место. Если рычаг имеет трещины или прочие дефекты, устанавливать такую деталь обратно в автомобиль нельзя. Заменить придется и рычаг.

Если рычаг исправен, аккуратно вставьте шаровую опору в отверстие. Следите, чтобы не порвать пыльник. Плотно усадив деталь, ее необходимо забить. Для этого положите рычаг пальцем вниз и установите его на трубу большего диаметра. А с помощью меньшего отрезка трубы забейте опору в рычаг. Будьте внимательны, чтобы перед запрессовкой опора не была перекошена, иначе она неправильно установится в рычаг. Запрещается бить по центру шаровой опоры – выполнять запрессовку следует по краям детали. Аккуратно забив опору и установив стопорное кольцо, можно приступать к сборке подвески.

На пальце многих шаровых опор (например, в Рено Логан) имеется специальная округлая вырезка под болт. При установке опоры в поворотный кулак, следите, чтобы палец забился точно до этого отверстия, и болт смог закрутиться под эту вырезку. Таким образом, он будет держать опору и предотвратит ее выпадение.

Установив рычаг на место, наживите гайки, но не затягивайте их. Окончательно закручивать крепления необходимо на нагруженной подвеске. Для этого установите под поворотный кулак любую опору в виде пня или кирпичей и спустите домкрат. На нагруженной подвеске можно окончательно затягивать гайки. В завершении установите колесо на место и наслаждайтесь комфортной и безопасной ездой.

Восстановление шаровых опор своими руками

Шаровые опоры несут на себе нагрузку в виде массы передней части автомобиля, включая вес двигателя. При этом при движении они получают постоянные удары от колёс в любом направлении. Из какого бы прочного материала не состояли эти детали, срок их эксплуатации ограничен. Хорошо, что во многих случаях возможна реставрация своими руками.

Можно ли ездить с неисправными шаровыми опорами

Разумеется нет, это напрямую связано с безопасностью.

    При расчленении шаровой опоры колесо подламывается и блокируется его вращение. Автомобиль моментально уходит с траектории. Последствия могут быть фатальными.

Слабые шаровые несут реальную угрозу безопасности!

Таким образом, определив симптомы неисправности, делают выводы о ремонтопригодности детали. После выявления критического износа шаровые необходимо менять. Однако их стоимость достаточно высока, особенно если они составляют одно целое с рычагом подвески. Поэтому многие автолюбители предпочитают производить ремонт.

Как можно восстановить работоспособность

Важно знать! После ремонта шаровая не восстанавливается до состояния новой детали. Срок службы будет меньше. Но за безопасность эксплуатации можно не беспокоиться.

Способов восстановления достаточно много. Достаточно популярным является метод ремонта по технологии sjr, когда в полость между обоймой и шаром закачивается расплавленный полимер.

Мы же рассмотрим ремонт с разборкой этого узла.

Для понимания механизма работы опоры осмотрите на схему:

Нередко проблема возникает из-за поврежждения пыльника, а не самого металла

Износу подлежит лишь полимерный вкладыш. Именно при его истирании появляется люфт. Если продолжать ездить с разболтанной шаровой опорой, верхняя часть цилиндра также разбивается, и тогда палец может вылететь из обоймы.

Вкладыши продаются в автомагазинах в качестве расходных материалов. Если ваша шаровая опора разборная, можно легко вытащить дно и заменить полимер внутри изделия.

Расходники могут продаваться в магазине по более приемлемой цене, чем покупка новой запчасти

Варианты восстановления шаровых

В первую очередь узел необходимо правильно снять. Палец настолько сильно прикипает к рычагу подвески, что составляет с ним фактически одно целое. Предварительно, желательно за сутки, соединение обильно обрабатывают проникающей жидкостью. Используется состав WD-40 или обычный керосин. Извлечь палец из проушины можно двумя способами:

    Выдавить съёмником шаровых опор. Это самый безболезненный и надёжный способ, однако съёмник не всегда есть под рукой. Универсальных приспособлений нет, а конструкции крепления шаровой опоры разные.

Пример съёмника шаровых опор

Важно! Нельзя бить по пальцу напрямую. Вы расклепаете резьбовое соединение, и накрутить рабочую гайку крепления будет невозможно.

Итак, шаровая опора у вас в руках. Внешний цилиндр (обойма) представляет собой монолитную конструкцию. Извлечь палец невозможно.

Варианты шаровых опор с разных моделей авто

Изготовление обслуживаемой крышки

Глухая часть корпуса опоры делается съёмной. При этом вы многократно можете менять пластиковые вкладыши, каждый раз восстанавливая работоспособность опоры. Съёмное дно позволяет производить профилактический осмотр, не снимая шаровую опору с подвески.

Заглушка: делаем своими руками

  1. В донышке высверливается отверстие размером с шар пальца (с небольшим зазором, разумеется). Высверливается — сказано условно. Необходим фрезерный станок. Не бойтесь при расточке повредить пластиковый вкладыш, всё равно вы будете его менять. Внутри нарезается резьба. Это достаточно сложная процедура из-за большого диаметра. Но в любом инструментальном цеху вам выполнят такую работу за символическую плату.

Доверьте работу профессионалам, если сами им не являетесь

Совет: Для точного изготовления заглушки используйте две шаровые опоры. С одной срежьте донышко с помощью болгарки и используйте как образец формы.

Производите замену на чистой поверхности, иначе смысл работы теряется

Важно! Необходимо обеспечить законтривание резьбы, иначе донышко может открутиться в процессе эксплуатации.

Ремонтный стакан: всё гениальное просто

Принцип такой же, как и в первом случае — изготовить сменное дно. Только исполнение отличается. Если дно опоры слишком тонкое для изготовления полноценного резьбового соединения, необходимо изготовить ремонтный стакан. Он вытачивается на токарном станке из стального круга подходящего диаметра. В донышке стакана вытачивается всё то же отверстие и нарезается резьба. И наконец — изготавливается опорное сменное донышко.

Затем с шаровой опоры срезается дно цилиндра с помощью болгарки или ножовки по металлу. На его место наваривается ремонтный стакан. Способ более трудоёмкий, зато не допускает нагрева пальца в процессе демонтажа.

Схема изготовления варианта изделия

Дальнейшая эксплуатация по той же схеме: при появлении люфта выкручиваем ремонтную заглушку, извлекаем палец, меняем пластиковые вкладыши.

Стоит отметить, что производители запасных частей выпускают множество вариантов ремонтных шаровых опор. Под эти разборные корпуса продаются и сменные вкладыши, и новые пальцы. Однако в нашей статье мы рассматриваем именно самостоятельное изготовление.

Сварка как альтернатива замене

Самый быстрый вариант восстановления шаровой опоры. Задняя (опорная) часть цилиндра просто срезается. Способ не имеет значения — можно ножовкой, можно болгаркой, всё равно впоследствии будет температурное воздействие.

Получив доступ к полости цилиндра, можно менять полимерные вкладыши.

Важно! Перед установкой новых вкладышей обязательно удалите заусенцы, образованные при распиле. Рваные края металла быстро расколют вкладыши при эксплуатации.

После установки новых вкладышей донышко аккуратно приваривается. При этом надо скомпенсировать толщиной шва выработку металла, образованную при распиле. Обычно это 1,5–2 мм.

Сварка — один из самых кропотливых вариантов

Важно! Используйте такой способ сварки, при котором температурное воздействие минимально. Полимерный вкладыш внутри может нагреться до температуры плавления. Поэтому до полного остывания не следует прилагать к пальцу никаких нагрузок во избежание деформации вкладыша.

Развальцовка как способ ремонта

Эта технология требует наличия профессионального оборудования, поэтому развальцевать шаровую в гаражных условиях невозможно. Вырезается обжимное кольцо по диаметру шара пальца.

Токарные работы и тут найдут своё место

Посадочное место и шар очищаются от грязи, шлифуются. Подбираются или вытачиваются из капролона новые вкладыши и обжимное кольцо.

Бывает, что капролона нет в наличии, но заменять его сталью не рекомендуют. Лучше один раз потратится на этот материал, чем производить замену чаще, чем могло быть

После сборки обжимное кольцо впрессовывается и завальцовывается на прессе. При обжиме используются специальные вкладыши-обоймы по диаметру кольца.

Вкладыши также можно поискать в автомагазинах

Какой способ реставрации лучше

  • Резьбовая заглушка выглядит предпочтительнее, поскольку нет температурного воздействия на опору. Однако для такого способа требуется толстое дно, что не всегда присутствует на компактных деталях.
  • Стакан с резьбой — золотая середина. Сварка происходит без воздействия на пластик, однако прочностные характеристики металла ухудшаются.
  • Сварка — самый простой, но малоэффективный способ. После обработки высокой температурой новые полимерные вставки теряют свойства и срок их эксплуатации снижается.
  • Развальцовка — идеальный с точки зрения качества способ. Вы получаете фактически новую шаровую опору, изготовленную по заводским технологиям. Однако в домашних условиях такая методика не работает.

Консультации от практика на видео

Отзывы о способах отремонтировать механизм

А технологии восстановления собственно две — или внутрь чего-то залить, сняв чехол, или разобрать полностью шаровую, выпрессовав дно. Заодно масленку вворачивали. Либо просто на прессе обжимали внешнюю часть. Но чаще-то всего шаровая умирает от порванного чехла, потом внутрь набивается грязь, песок, вода, стачивая и втулки, и железо, и шар. Так что далеко не каждую шаровую можно восстановить. И не суть важно, как восстанавливать, залить или разобрать, главное чтобы в принципе можно было.

mogui

http://forums.drom.ru/habarovsk/t1151615673-p2.html

Я ездил на восстановленных шаровых и рулевых года два, ничего плохого не скажу, правда и хорошего тоже… Владелец СТО (по его словам) себе сразу восстанавливает даже новые запчасти, говорит — восстановленные держатся дольше… Я привык выводы делать исходя из понимания процесса, а как можно восстановить с виду неразборную деталь, мне непонятно… СТОшники говорят: палец вынимается, износ пальца токарят, потом полируется и заливается пластиком.

Zhornic

http://www.land-cruiser.ru/index.php?showtopic=120678

Откровенно ржавые заливать не имеет смысла, так как геометрия пальца уже будет слишком нарушена, что приведет к неправильной форме залитого полимера, ну и все вытекающие от этого.

ArxivatoR

https://www.drive2.ru/l/1354317/

Приведите примеры ДТП, которые произошли по вине восстановленных шаровых, а не из-за соблюдения дистанции или скоростного режима, например. Сам занимаюсь ремонтом, видел много восстановленных деталей, есть постоянные клиенты, которые отъездили на восстановленных больше 50 тыс. и отлично, главное — вовремя восстановить! А если вы боитесь за свою жизнь, то покупайте новые авто, а не хлам, который в Европе уже в утиль отправляют, и соблюдайте ВСЕ правила дорожного движения. P.S.: То что вы купили новую запчасть, не значит, что она хорошая, особенно на наших рынках. Новая новой рознь.

maleid

http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=1118334&start=40

Чтобы принять решение, как ремонтировать подвеску — просто посчитайте стоимость восстановления. В каких-то случаях есть смысл купить новый узел, иногда ремонт будет рентабельнее. В любом случае разнообразие возможностей даёт шанс сэкономить.

Самостоятельная замена шаровой опоры на автомобилях ВАЗ

Шаровая опора «Жигулей» является одним из слабых мест автомобиля, выход из строя которой чреват большими проблемами. Если неприятность застала вас вдали от населённых пунктов и по счастливой случайности не привела к аварии, вы должны знать, как осуществляется замена шаровой опоры. Это позволит вам продолжить движение на автомобиле после устранения сломанной детали.

Чем грозит выход из строя шаровой опоры при движении

Шаровые опоры предназначены для удержания в вертикальном положении ступицы переднего колеса. При выходе из строя верхней или нижней опоры во время движения может произойти полная потеря контроля над автомобилем. Величина риска попасть в аварию напрямую зависит от скорости машины, сложившихся условий на дороге на момент поломки и умелых действий водителя.

Необходимо принять меры к экстренному торможению и увести автомобиль с проезжей части как можно ближе к обочине. При этом заломанное колесо будет тянуть машину в свою сторону, и водителю надо будет приложить серьёзные усилия, чтобы удержать равновесие.

Необходимо применять комбинированное воздействие – тормозить ручным тормозом, педальным и двигателем. Если скорость машины на момент поломки была очень большая, то тормозить необходимо аккуратно, чтобы не произошёл занос с разворотом и опрокидывание автомобиля.

Всего этого можно избежать, руководствуясь простыми правилами эксплуатации:

  • При выезде с места парковки убедитесь в исправности автомобиля, проверив его.
  • При ремонте производите установку качественных запчастей. Ни в коем случае не пытайтесь экономить. Низкая цена шаровой опоры, как правило, означает сомнительное качество детали.
  • Все детали имеют определённый ресурс работы, поэтому старайтесь вести дневник ремонтов автомобиля, чтобы ключевые узлы менять до выхода из строя.

Какую опору купить

При покупке новой шаровой опоры в первую очередь руководствуйтесь производителем, а не её стоимостью. Сегодня можно купить качественную деталь за 430-980 рублей. Последняя указанная цена шаровой опоры соответствует бренду «Трек», выпускающему запчасти для «Нивы». Они гораздо надёжнее обычных и имеют большой запас прочности. Все предложения на рынке с ценой ниже 400 рублей лучше не рассматривать – качество вас разочарует.

Диагностика шаровой опоры в движении

Далеко не все автомобилисты знают, как проверить шаровую опору. Большинство из них полагается на мастеров по ремонту, к которым периодически обращаются за помощью. Однако в силу различных причин самостоятельная диагностика автомобиля – гораздо более надёжная процедура. Мастер может спешить, не обратить внимания или скажет, что опора ещё послужит. Помните, что за рулём автомобиля сидите вы и вся ответственность за последствия аварийной поломки будет полностью лежать на вас.

Изношенная шаровая опора даёт о себе знать во время движения на небольшой скорости по дороге с выбоинами. Если вы услышите стук в подвеске – значит, шаровая опора изношена. Также об этом свидетельствует при повороте автомобиля наличие в районе ступицы скрипа и металлического скрежета. Если при движении прямо на ровной дороге передние колёса виляют, нужна срочная замена шаровой опоры. Также неравномерный износ протектора косвенно указывает на такую проблему. Зная, как проверить шаровую опору, вы сможете вовремя предотвратить аварийную ситуацию на дороге.

Визуальная диагностика

При выявлении этих признаков настоятельно вам рекомендуем срочно заехать на смотровую площадку или гаражную яму. Визуальный осмотр шаровых опор позволит обнаружить повреждения резиновых пыльников. Поддомкратив передок автомобиля, проверьте осевой люфт, дергая руками за верх и низ колеса. Металлический стук означает плохое состояние шаровой.

Чтобы подшипник ступицы колеса не ввёл вас в заблуждение, попросите соседа по гаражу нажать на педаль тормоза, пока вы делаете проверку. После обнаружения указанных отклонений замена шаровой опоры должна стать вашим следующим действием.

Как правильно поменять шаровую опору

Менять опоры лучше всего сразу с двух сторон – это правильно с точки зрения вашей безопасности. К тому же, заменив только самую слабую шаровую опору автомобиля на новую деталь, вы ускорите выход из строя следующей изношенной опоры, которая до этого себя не проявляла.

Установите машину на ровной поверхности. Застопорите заднее колесо с помощью деревянного или металлического упора. Ослабьте гайки крепления колеса, поле чего с помощью домкрата поднимите нужную сторону. Для большей безопасности установите подставку под поднятую машину и снимите колесо полностью. Поверните руль до упора в ту сторону, с которой производите замену.

Сначала осуществляется замена шаровой опоры сверху. Возьмите ключ на 22 и открутите стопорную гайку в поворотном кулаке. Конструкция пальца шаровой опоры – конусная. Поэтому она плотно запрессована в поворотном кулаке. Вам понадобится специальный съёмник шаровой опоры для того, чтобы извлечь палец из посадочного места. Его можно приобрести на авторынке, а можно сделать и самому.

Съёмник

Съёмник шаровой опоры с успехом может заменить тяжёлый молоток. Наносите с его помощью резкие удары по цапфе поворотного кулака в место, где сидит палец. Это должно помочь, но для цапфы это не самое лучшее решение, поэтому предпочтительнее всё же обзавестись съёмником. После выпрессовки пальца открутите три болта крепления опоры к рычагу. Для своего успокоения повращайте палец опоры. Если это вам удаётся без усилий – вы всё делаете правильно и вовремя. Повторите ту же процедуру для нижней опоры.

Важные действия перед установкой новых опор

Замена шаровой опоры без проверки наличия смазки под пыльником может вскорости привести к повторению ваших работ. Обязательно убедитесь в наличии там достаточного количества смазочного материала.

Не всегда производители полностью набивают смазкой пыльник. В этом случае необходимо устранить эту оплошность своими силами. Закрепите опору на рычаге, вставьте палец в цапфу и затяните гайку. Можете ставить колесо на место.

Вами только что была осуществлена самостоятельная замена шаровой опоры. ВАЗ после этой процедуры необходимо отогнать на проверку углов установки (развал и схождение).

Читать еще:  Как усилить легковой прицеп своими руками?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
ПОДЕЛИТЬСЯ: