Описание, что такое поликлиновой (ручейковый) ремень, как и где применяется
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Описание, что такое поликлиновой (ручейковый) ремень, как и где применяется

Поликлиновые ремни в ременной передаче

Сегодня мы рассмотрим еще один вид ременных передач, недостаточно подробно описанный в доступной конструкторам технической литературе. Это поликлиновые ремни (англ. термин «ribbed belt»). В бывшем СССР были разработаны ТУ 38 — 105763 — 89, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих поликлиновые ремни и шкивы для них, не всегда соответствует этим ТУ. Зарубежные производители следуют стандартам DIN 7867/ISO 9982.

На нашем рынке свою продукцию предлагают такие производители, как Megadyne (Италия).

Достоинства и преимущества

Поликлиновые ремни сочетают достоинства плоских ремней — монолитность и гибкость, и клиновых — повышенную силу сцепления со шкивами. Передачи с поликлиновыми ремнями имеют меньшие габариты, чем другие ременные передачи; большую нагрузочную способность (до 20 кВт на ребро!); высокие скоростные характеристики (до 60 м/с); позволяют реализовать большие передаточные отношения (до 40!); обеспечивают плавность вращения приводного механизма (прецизионные шпиндельные головки); допускают обратный изгиб, что позволяет компоновку с несколькими приводными шкивами; возможна передача с непараллельными валами (полуперекрестная); низкий шум; высокий КПД (до 98%). Как правило, ремни изготавливаются со следующими рабочими свойствами: маслостойкость; рабочий диапазон температур от -30°С до 80°C; изоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.

Эти преимущества позволяют снизить стоимость привода, и, следовательно, повысить конкурентоспособность на рынке всей машины в целом. Поэтому поликлиновые ремни применяются в самых различных отраслях машиностроения. В качестве примера на рис. 1, а представлен привод сеялки зерна, а на рис. 1, б — привод стиральной машины.

а) Привод сеялки зерна

б) Привод стиральной машины

Рис. 1 Примеры применения ремней

Поликлиновой ремень состоит из следующих элементов (рис. 2): основы, несущего слоя и покрытия. Основа представляет собой ряд параллельных ребер V-образного сечения, расположенных вдоль ремня. Ребра обеспечивают фрикционное сцепление со шкивом и распределяют нагрузку по ширине ремня. Основа выполнена из имеющего полихлорпреновую основу эластомера, армированного поперечными волокнами.

Рис. 2 Элементы поликлинового ремня

Несущий слой состоит из высокопрочных композитных нитей, распределенных по ширине ремня. Нити имеют малое линейное удлинение и прочно сцеплены с основой. Это обеспечивает стабильность длины при больших растягивающих усилиях и позволяет передавать повышенные нагрузки.

Долговечное и гибкое покрытие обеспечивает защиту несущего слоя и позволяет применять для поликлиновой передачи натяжной ролик.

Рис. 3 Размеры поликлиновых ремней

Зарубежные стандарты нормализуют пять сечений поликлиновых ремней (PH, PJ, PK, PL, PM), отечественные — три (К, Л, М). Приблизительное соответствие между ними следующее: К — PJ; Л — PL; М — PM. На рис. 3 и в таблице 1 представлены геометрические размеры ремней и шкивов. Число ребер изменяется в пределах от 3 до 20.

Таблица 1 Геометрические размеры поликлиновых ремней

Расстояние до нейтрального слоя, hr, мм

Длины ремней следует выбирать из ряда стандартных размеров L, мм:

  • сечение PH — 1140, 1219, 1260, 1580, 1600, 1653, 1845, 1874, 1890, 1915, 1930, 1951, 1980, 1992, 2404;
  • сечение PJ — 356, 381, 406, 432, 457, 483, 508, 559, 584, 610, 660, 686, 711, 737, 762, 786, 813, 838, 864, 889, 914, 965, 991, 1016, 1054, 1092, 1143, 1168, 1194, 1219, 1245, 1270, 1295, 1321, 1372, 1397, 1461, 1473, 1549, 1600, 1626, 1651, 1702, 1753, 1778, 1854, 1930, 1956, 1981, 2019, 2083, 2210, 2286, 2337, 2489;
  • сечение PK — 527, 630, 648, 698, 730, 755, 770, 810, 830, 880, 920, 960, 1000, 1035, 1130, 1205, 1280, 1314, 1397, 1420, 1460, 1480, 1520, 1549, 1610, 1645, 1725, 1843, 1885, 1980, 2031, 2080, 2164, 2236, 2550;
  • сечение PL — 991, 1041, 1149, 1168, 1194, 1219, 1270, 1295, 1321, 1334, 1346, 1372, 1397, 1422, 1435, 1473, 1499, 1562, 1613, 1651, 1664, 1715, 1727, 1765, 1803, 1841, 1943, 1956, 1981, 2019, 2070, 2096, 2134, 2197, 2235, 2324, 2362, 2477, 2515, 2705, 2743, 2845, 2895, 2921, 2997, 3085, 3124, 3289, 3327, 3492, 3696, 4051, 4191, 4470, 4622, 5029, 5385, 6096;
  • сечение PM — 2286, 2388, 2515, 2693, 2832, 2921, 3010, 3124, 3327, 3531, 3734, 4089, 4191, 4470, 4648, 5029, 5410, 6121, 6883, 7646, 8408, 9169, 9931, 10693, 12217, 13741, 15266, 16764.

Приведенные длины ремней следует уточнить у фирмы, поставляющей ремни. Как правило, имеется более широкая номенклатура ремней.

При заказе следует придерживаться следующей схемы обозначения: 6 — PJ — 1321, где 6 — число ребер; PJ — обозначение сечения; 1321 — длина ремня. В обозначение также могут быть добавлены специфичные для каждого производителя символы (усиленный корд, проверен на электропроводимость и т.д.)

На рис. 4 и в таблице 2 приведены геометрические размеры шкивов для поликлиновых ремней.

Рис. 4 Геометрические размеры шкивов

Таблица 2 Геометрические размеры шкивов

Расстояние между канавками, e, мм

Суммарная погрешность размера e, мм

Расстояние от края шкива fmin, мм

Минимальная ширина шкива b2, мм в зависимости от числа ребер z определяется по формуле .

Следует отметить, что сила сцепления поликлинового ремня с плоским шкивом при угле обхвата свыше 133° приблизительно равна силе сцепления со шкивом с канавками, а с увеличением угла обхвата становится выше. Поэтому для приводов с передаточным отношением свыше 3 и углом обхвата малого шкива от 120° до 150° можно применять плоский (без канавок) больший шкив.

Плоский шкив может иметь цилиндрическую или слегка выпуклую форму (бочкообразную) (рис. 5). Кривизна шкива не должна превышать 1 мм на 100 мм наружного диаметра. Рекомендуемые значения величины h, мм приведены в таблице 3. Ширина плоского шкива bF, мм определяется по формуле .

Рис. 5 Плоский шкив

Таблица 3 Рекомендуемые значения кривизны h плоских шкивов

Наружный диаметр daf

Кривизна h шкива при ширине

Исходными данными для расчета (рис. 6) являются: мощность двигателя P, кВт; число оборотов ведущего n1 и ведомого n2, мин -1 шкивов; тип приводимого механизма; продолжительность суточной работы и ориентировочное межосевое расстояние a, мм.

Рис. 6 Расчет поликлиновой передачи

Предварительный выбор сечения ремня в зависимости от передаваемой мощности P, скорректированной коэффициентом нагрузки c2, и числа оборотов n1 малого шкива производится по рис. 7. Коэффициент нагрузки c2 имеет значения от 1,0 до 1,5 и учитывает влияние типа приводного двигателя и приводимого в движение органа машины. Условимся, что здесь и далее по тексту для определения входящих в формулы коэффициентов необходимо обратиться к справочным данным фирмы — производителя.

Рис. 7 Выбор сечения ремня

Во многих случаях по приведенным графикам можно выбрать ремни с разными сечениями для одной и той же передаваемой мощности. Настоятельно рекомендуем провести расчет всех возможных вариантов для выбора оптимального конструктивного решения. При этом следует иметь ввиду, что наиболее благоприятно поликлиновая передача работает при большем диаметре ведущего шкива. Однако, необходимо также учитывать допустимую окружную скорость для каждого сечения. По таблице 1 следует определить минимально допустимый диаметр шкива db, мм, для выбранного сечения. Рекомендуется принять диаметр малого шкива db1, мм несколько больший, чем минимальный. Затем необходимо вычислить передаточное отношение по формуле , где dw, мм — расчетные диаметры шкивов. Определяем диаметр большего шкива db2, мм . При незаданном межосевом расстоянии a, мм следует назначить его, исходя из условия . По заданному межосевому расстоянию определяем ориентировочную длину поликлинового ремня и принимаем ближайшее стандартное значение. Уточняем межосевое расстояние, воспользовавшись формулой . Необходимо предусмотреть пространство x, мм для натяжения ремня в процессе эксплуатации и для надевания ремня на шкивы y, мм. Межосевое расстояние при этом изменится на величины , для ремней длиной до 700 мм, и , для ремней длиной свыше 700 мм. В приведенных формулах hf, мм — коэффициент высоты сечения, определяемый по таблице 4.

Таблица 4 Коэффициент высоты hf

Коэффициент высоты, h, мм

Угол обхвата ß, ° малого шкива . Определяем по справочным данным фирмы — производителя коэффициент c1, учитывающий угол влияние угла ß. Окружная скорость V, м/с вычисляется по формуле . Окружная скорость не должна превышать допустимого значения для выбранного сечения. Затем вычисляем частоту изгиба ремня fs, с -1 , по формуле , где k — число шкивов. По справочным данным фирмы — производителея определяем коэффициент длины c3, который учитывает частоту изгиба ветвей ремня в зависимости от его длины. В каталогах производителей приведены таблицы рейтинговых мощностей PR, кВт в зависимости от диаметра db1 малого шкива и числа его оборотов n1, мин -1 для различных сечений поликлинового ремня. Число ребер z, а, следовательно, и ширина ремня b определяется из условия . Число ребер z округляется до ближайшего большего целого значения. Усилие натяжения ремня Fv, Н определяет эффективность и срок службы ременной передачи. Недостаточное усилие натяжения снижает величину передаваемой мощности, уменьшает КПД передачи, может привести к сползанию ремня и его преждевременному повреждению. Чрезмерное усилие создает высокое поверхностное давление на ремень, увеличивает изгибающие напряжения, повышает усилие на валах и их опорах, и, в результате, может привести к разрыву ремня или выходу из строя подшипников. Поэтому контролю над величиной предварительного натяжения ремня придается очень большое значение (к сожалению, не в практике отечественного машиностроения). Для поликлиновых ремней рекомендуемое значение Fv определяется формулой , где , Н — тяговое усилие; k1 — коэффициент, учитывающий характер нагрузки (таблица 5); k2 — коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил (таблица 6).

Таблица 5 Коэффициент k1, учитывающий характер нагрузки

Легкая нагрузка,
постоянная работа

Тяжелая нагрузка,
частые пуски и остановы

Выбор поликлинового ремня, особенности замены

Автомобильный двигатель выполняет одновременно несколько функций: он не только приводит транспортное средство в движение, но еще передает крутящий момент генератору для обеспечения бортовой сети электропитанием, водяного насосу, компрессору кондиционера, насосу ГУР, ТНВД (на дизелях). Для того чтобы все названные узлы бесперебойно функционировали, необходим привод, в современных машинах в качестве приводного устройства часто используется поликлиновый ремень.

Читать еще:  Замена топливного фильтра hyundai getz своими руками: пошаговая инструкция

Надежность этого элемента имеет большое значение, если ремень оборвется в пути, пропадет зарядка, а на одном аккумуляторе автомобиль далеко не уедет. Поэтому необходимо следить за состоянием ременной передачи – вовремя производить замену деталей, устанавливать только качественные запчасти, проводить диагностику и техобслуживание. В этой статье мы рассмотрим, какой лучше выбрать поликлиновый ремень (ПР), порядок его замены на некоторых моделях авто.

Что представляет собой поликлиновый ремень

Ремни, которые устанавливались на машинах 20-30 лет назад, в основном были клиновыми (клиновидными), с профилем в виде трапеции (клина), такая форма не обеспечивала надежной передачи вращения, возникали различные проблемы:

  • ремешок часто вытягивался и рвался (ресурс составлял в среднем 20-25 тыс. км), мог время от времени слетать;
  • не достигалось нормальной соосности между шкивами генератора, помпы и двигателя;
  • из-за малой площади контакта со шкивами ремень проскальзывал, даже зубчатая форма (еще одна разновидность) не обеспечивала нормальной передачи крутящего момента.

Поликлиновый ремень, в отличие от клиновидного, плоский, на нем также есть несколько клиньев, но они неглубокие. За счет того что ремешок широкий, с несколькими ручейками, обеспечивается более надежная передача вращения, с такой формой легче и точнее можно разместить приводные шкивы соосно.

У ПР есть несколько названий, в которых можно даже запутаться, ремешок также называют приводным, генераторным, ручейковым, обводным, многоручейковым, но по сути, это названия одной и той же детали. В автомобилях премиального уровня установлено различное дополнительное оборудование, поэтому приводных ремней может быть несколько.

Для того чтобы четко зафиксировать направление ПР, в схеме ременной передачи присутствуют ролики, необходимое натяжение обеспечивается специальным механизмом с регулировкой, которое называется натяжителем. Слишком слабо или сильно натянутым ремешок быть не может, от неправильной регулировки деталь быстро выходит из строя, не напрасно состояние и натяжка ПР проверяется при каждом техобслуживании.

Какой ручейковый ремень лучше выбрать

Все ПР внешне похожи меду собой, но отличаются размерами – длиной, шириной, количеством ручейков (клиньев). Запчасти выпускаются различными многочисленными производителями, поэтому выбрать необходимую деталь не очень просто. В любом случае предпочтительнее запасные части оригинального изготовления, они выполнены качественно, всегда подходят по параметрам. Но у оригинала есть и недостаток, который иногда имеет решающее значение – это довольно высокая цена.

Неоригинальные детали могут быть разного качества, но есть и бренды, которые практически ни в чем не уступают оригиналу, зато стоят дешевле. Часто ремни продаются в комплекте с натяжителями и роликами, с хорошей стороны себя зарекомендовали производители:

Правда, следует отметить, что продукция этих изготовителей оценивается высоко, и купить ее значительно дешевле оригинала не получается. Нередко с ремнями Bando, Dayco и Mitsuboshi автомобили сходят с заводского конвейера, автопроизводитель доверяет качеству запасных частей перечисленных компаний. Кстати, и отзывы о продукции этих фирм практически все положительные: ПР работают долго, не вытягиваются и не растрескиваются в течение всего срока службы.

Также ролики, ремни и комплекты выпускаются под брендами:

Существует еще множество других марок, все бренды сразу и не перечислить. Но покупать подозрительно дешевые запчасти, пожалуй, не стоит – если ремень оборвется или вытянется раньше времени, а натяжной ролик заклинит, ремонт в результате получится дороже и будет весьма некстати, если машина подведет в пути.

Основные неисправности ременной передачи

Неисправности в ременной передаче сопровождаются различными признаками:

  • на работающем двигателе слышен свист, особенно он хорошо заметен при перегазовке;
  • пропадает зарядка;
  • слышны щелчки (когда на ремешке отслаивается корд);
  • под капотом появляется дым (такое может быть, если заклинил ролик).

Диагностику можно провести с помощью визуального осмотра деталей, на ремне не должно быть:

  • трещин;
  • отслоения корда;
  • следов моторного масла или других технических жидкостей;
  • износа зубьев.

Если есть подозрение, что неисправен ролик, необходимо ослабить ПР, попробовать покрутить наружную обойму руками. Ролик должен вращаться легко, без заметного шума, заеданий, в механизме не может быть никаких люфтов. При обнаружении любых дефектов неисправные детали следует менять.

Ресурс ремня генератора в среднем составляет 50-60 тысяч километров, но детали ременного привода могут выйти из строя раньше времени по различным причинам:

  • водитель долгое время эксплуатировал автомобиль с перетянутым или слишком ослабленным ПР;
  • на корд попало масло, антифриз или тормозная жидкость;
  • установлены некачественные запчасти;
  • вышла из строя обгонная муфты генератора (если она установлена на машине).

Важно правильно натянуть ремень, параметры натяжки указываются для каждой модели автомобиля в инструкции. Но даже если вы не знаете, каким должно быть натяжение, существует общее негласное правило – нужно на самом свободном участке от шкивов (примерно посередине) повернуть ремень по оси, он должен с усилием поворачиваться под углом 90 градусов.

Замена приводного ремня

В отличие от ремня газораспределительного механизма ПР меняется значительно проще, но если схема привода сложная, и в ней много дополнительного оборудования, добраться до ремешка бывает не слишком легко. Рассмотрим пример замены ПР на авто Рено Логан с 8-клапанным двигателем, с гидроусилителем руля.

Чтобы ослабить ремешок на данной модели, нужно натяжной механизм отвести в сторону. Так как это устройство находится внизу в труднодоступном месте, сверху до него добраться трудно.

Поступаем следующим образом:

  • домкратим автомобиль, снимаем переднее правое колесо;
  • демонтируем защитный кожух снизу справа, он крепится на клипсах;
  • после снятия защиты получаем доступ к ременной передаче, здесь мы видим два ролика, слева – натяжной, справа – паразитный;
  • ключ на 13 надеваем на болт, указанный на рисунке стрелкой слева, отводим ролик по часовой стрелке, снимаем ремень. Натяжной механизм здесь пружинного типа, натяжка происходит автоматически, поэтому никаких регулировок производить не требуется.

Чтобы установку ПР выполнять было удобнее, ремень сначала следует надевать сверху на шкив ГУР, затем на паразитный ролик.

Чтобы нацепить ПР на шкив коленвала, следует опять отвести до упора по часовой стрелке натяжной механизм. Прежде чем надевать новый ручейковый ремень, необходимо проверить состояние шкивов (ручейков), в углублениях может забиться грязь, частички от старого ремешка, все это нужно будет вычистить.

Снятие и установка ремня Ford Focus-2

Автомобили Фокус-2 комплектуются различными двигателями, бензиновыми и дизельными, соответственно схемы ременных приводов у них разные. Также может отличаться комплектация, не на всех машинах устанавливается кондиционер. Сложность снятия-установки обводных ремней на моторах 1.4 и 1.6 L (бензин) заключается в том, что здесь отсутствует натяжной механизм. На движках 1.8 и 2.0 такое устройство предусмотрено, но для того чтобы произвести натяжение ПР, необходимо специальное приспособление, которое продается в наборе с деталями, и стоит такой комплект недешево.

Рассмотрим, как можно поменять ремень генератора на Фокусе 1.6 л без специального инструмента:

  • чтобы удобнее было работать, снимаем переднее правое колесо, защитный пыльник с правой стороны и подкрылок;
  • ослабляем четыре болта крепления шкива водяного насоса, три болтика вынимаем;
  • если старый ПР уже не нужен, срезаем его ножом, теперь шкив в расслабленном состоянии (болтается);
  • надеваем новый ремень, начинаем установку со шкива коленвала, затем заводим ремешок на генератор, и в последнюю очередь на помпу;
  • шкив водяного насоса, держащийся на одном ослабленном болту, естественно, стоит с перекосом, теперь нужно провернуть коленчатый вал (потребуется ключ на 18);
  • при проворачивании вала в определенный момент шкив встает на место, остается установить выкрученные болты, произвести их основательную затяжку.

На автомобилях, оснащенных климатической установкой, чтобы добраться до ремня генератора, нужно сначала снять ПР компрессора кондиционера. Этот ремень также не имеет натяжителя, и для его установки тоже требуется специальное приспособление. Установить ремешок можно и при отсутствии «приспособы», делаем это следующим способом:

  • откручиваем крепеж компрессора (5 болтов);
  • чтобы не повредить патрубки, освобожденный от болтов агрегат подвешиваем;
  • надеваем на оба шкива ремень, двигаем компрессор на место, стараемся наживить задний болт (для совмещения болтов с отверстиями можно воспользоваться домкратом);
  • закрепляем агрегат, на этом работу можно считать законченной.

Установку ПР с помощью специальных ключей нужно проводить по инструкции, которая прилагается к комплекту оригинальных ремней.

Без альтернативы: ремни для навесного оборудования

Привод генератора, насоса гидроусилителя руля, компрессора кондиционера, массы различного специального оборудования и водяной помпы всегда осуществлялся с помощью ременной передачи, и пусть эти ремни в процессе эволюции транспортных средств сильно изменились как с точки зрения конфигурации, так и в свете применяемых материалов, функционал остался прежним.

На каждом континенте и почти в каждой стране мира существуют свои лидеры рынка, конкуренция в этой отрасли довольно высока, так что научно-технический прогресс не дремлет, появляются новые технологии производства, меняется химический состав компонентов и неуклонно повышается КПД передачи, по-другому просто не получится в свете перманентно растущих требований. Ремни данного типа работают исключительно за счет силы трения, посему для передачи постоянно возрастающего крутящего момента требуется неуклонно повышать оную, чему и посвящены многочисленные исследования в области создания максимально подходящих для данной цели материалов.

Так или иначе, любая инновация получает свое имя от производителя, вроде Quad Power, ну а так как обновление форм и материалов ведется постоянно, именам собственным присваивается порядковый номер, все как всегда — начиная с единицы и так далее. Применяются сверхпрочные корды, практически не подверженные растяжке, и синтетические каучуки, которые со временем становятся все менее зависимыми от рабочих температур. Например, линейка ремней одного из ведущих мировых лидеров изготовлена из EPDM -синтетического каучука второго поколения, и диапазон рабочих температур для такой продукции от -50 до +130 градусов Цельсия.

Читать еще:  Какова температура кипения тосола: причины закипания и решение

По сути, разработка и производство ременных передач чем-то схожи с разработкой и производством шин. Те же проблемы — часто необходимые свойства взаимоисключают друг друга, поэтому приходится искать приемлемый компромисс: эластичность — жесткость на разрыв, улучшение фрикционных свойств
— увеличение срока службы. Не надо забывать и о том, что ремни дополнительного оборудования трудятся в моторном отсеке, где их рабочая температура меняется в весьма широких пределах. Опять же, близость агрегатов, смазываемых моторным маслом, которое способно в очень короткий срок вывести всю стройную схему из строя. Вопрос даже не в том, что ремень может разрушиться, с этим уже научились справляться, а в том, что масло — это смазка, катастрофически упадет сила трения, и приводимые агрегаты могут запросто перестать функционировать.
Вот в таких сложных условиях приходится трудиться приводным ремням, понятно, что своевременное обслуживание и контроль помогут избежать большинства неприятностей, однако «защиту от дурака» никто не отменял, тем более в современных реалиях, так что фирмы-производители работают и в этом направлении.

Не будем углубляться в предания старины глубокой, а вспомним этапы эволюции, которые прошел приводной ремень в последнее время. В старых легковых автомобилях (надо заметить, некоторые из них выпускаются до сих пор), а в коммерческой и грузовой технике и но сей день, всегда использовались клиновые ремни, это удобно, дешево, однако накладывает ряд вполне понятных ограничений.

1. Невысокая гибкость ремня, обусловленная довольно высоким профилем, который нужен, дабы увеличить пятно контакта, и все ж таки ограниченная передача момента. В особо сложных случаях применяются многоручьевые шкивы и несколько ремней, как правило до трех.

2. Относительно небольшой срок службы, так как ремень благодаря подобной форме во время работы сильно деформируется — нижняя, узкая часть работает на сжатие, чем больше передаваемый момент — тем сильнее нагрузка.
Увеличить срок службы клинового ремня удалось с помощью небольшой хитрости — вырезов в нижней части, благодаря чему фрикционный ремень приобрел вид зубчатого, однако зубцы здесь вовсе не для зацепления, а для компенсации деформации в процессе работы. Гибкость также немного повысилась, но через голову не прыгнешь, так что на смену клиновому пришел поликлиновой ремень, который в народе называют «ручейковым».

Поликлиновой ремень очень гибок, прочен и, благодаря большому количеству маленьких «клиньев» и обширному пятну контакта, способен передавать значительно большие нагрузки. Насколько большие? Прилично. В настоящее время один поликлиновой ремень обычно обслуживает все навесные агрегаты разом, но больше крутящий момент — выше натяжение, необходимое для обеспечения необходимых фрикционных свойств, так что устройство натяжения в этом случае имеет весьма серьезное значение, и обычно на современных автомобилях оно уже полностью автоматическое. Несмотря ни на что, некоторые автопроизводители используют для привода дополнительного оборудования несколько даже «ручейковых» ремней. Почему? Обычно это не связано с нехваткой фрикционных свойств, проблема лежит в области комплектации: например, стандартная комплектация бюджетного автомобиля не предполагает кондиционера. Клиент захотел? Хорошо. Ставим компрессор, шкивы и приводим его дополнительным ремнем, так проще.

Натяжные устройства также прошли довольно долгий путь в своем развитии. Изначальный, самый простой и удобный вариант обеспечивал механическое натяжение до нужных кондиций. Посмотрел инструкцию но эксплуатации, ослабил болт генератора, монтировкой натянул ремень до необходимого состояния и затянул болт обратно, все просто. Но потом — особенно этим грешила компания Ford, применяющая зачастую спорные решения, обусловленные, как правило, упрощением конструкции, — некоторые производители предложили схему без натяжного устройства вообще, и это оказалось головной болью не только для пользователей, но и для ремонтников, поскольку натянуть новый ремень на шкивы было крайне непросто, а в полевых условиях непросто вдвойне, даже если запасной имелся у автолюбителя в багажнике. В общем, натяжение обеспечивалось лишь длиной ремня. Износился — сразу меняем, да и как иначе, машина встанет.

«Автоматы» значительнее удобнее, оно и понятно: есть тарированное натяжное устройство, обеспечивающее необходимые параметры ременной передаче, однако, как вы сами понимаете, ничто в этом мире не вечно: пружины устают, ремень изнашивается, меняется его профиль (на глаз этого не видно), и в один прекрасный момент приходится менять и ремень, и натяжитель. На современных автомобилях это может влететь в копеечку, поскольку, во-первых, часто ремни навесного оборудования установлены так, что иногда приходится вывешивать мотор для замены — в моторном отсеке в последнее время все теснее и теснее. Во-вторых, цену на само натяжное устройство автопроизводитель склонен назначать с потолка, и потребителю она может сильно не понравиться. Если не соблюдать регламент замены, в один прекрасный момент ремень может засвистеть, да так, что закладывает уши, наверняка всем знаком этот звук. А звук нехороший и говорит о том, что ремень проскальзывает относительно шкивов, идет интенсивный износ рабочей поверхности, и навесные агрегаты полностью не отрабатывают свой хлеб. И произойти сие может совершенно внезапно: вчера все было отлично, сегодня — засвистел, причем настолько сильно, что хоть святых выноси. Почему? Увеличилось количество потребителей, или они стали больше потреблять. Жара на улице? Кондиционер на полную, вот ремень и засвистел.

На улице сыро? Обогрев стекол — дополнительно нагружаем генератор, а чтобы машина не запотевала изнутри, опять врубаем кондиционер, и снова свист. Так что за автоматическим натяжителем тоже нужен глаз да глаз, а перед дальней дорогой его стоит дополнительно проверить, подключив все потребители разом на полную нагрузку.

Есть еще некий промежуточный вариант, именуемый «полуавтоматом», такие натяжители стоят, к примеру, на отечественных двигателях ВАЗ-11194 или ВАЗ-21126. Там износ системы в целом можно частично компенсировать, если погрешность пока не достигла критической величины, хотя с этим делом тоже достаточно мороки: контролировать натяжение специальным приспособлением, на определенной ветке, причем в зависимости от подключенных агрегатов на разных, да еще желательно проверить после этого частоту генератора. В общем, без инструкции никак.

Время идет, ничего не попишешь, автомобили все сложнее, изменились требования и к ремням, и к моменту, им передаваемому. Допуски уменьшились, и одной монтировки с гаечным ключом для обслуживания стало, увы, уже недостаточно.

Ремни поликлиновые

Ремни поликлиновые

Фактически, предлагаемый ремень приводной поликлиновой отличается от клинового ремня низким профилем и наличием нескольких продольных клиньев (ручейков). Используется ремень приводной поликлиновой в основном для монтажа компактной и многоцелевой ременной передачи на высоко оборотистых двигателях. Отсутствие ограничений по углу изгиба на приводном ремне позволяет использовать шкивы небольшого диаметра. Количество ручейков колеблется от 3-х до 8-ми. Очень редко, в условиях исключительного кризиса рабочего пространства, применяется ремень приводной поликлиновой трехручейковый, поскольку использование столь малого количества ручейков уменьшает производительность.

Выполнен ремень клиновой в основном подобно ремням с открытыми флангами, у которых сердечник ремня имеет профиль из продольных ребер. Благодаря низкому профилю, надежный клиновой ремень позволяет использование шкивов малого диаметра при большой скорости приводного ремня. Характерные клиновые профили с большой поверхностью контакта на шкивах обеспечивают передачу мощности. Зона растяжения, ткань, корд, сердечник.

Нормы: для отечественных клиновых ремней.

  • ТУ 38 105763-89
  • ТУ 2565-075-00149647-96
  • ТУ 2563-092-00149289-97
  • ТУ 2563-027-00152106-01
  • ТУ 38 405-51 /3-4-250-92

Поликлиновые приводные ремни используют для замены плоских приводных ремней, а также клиновых ремней, работающих в комплекте. Верхнее основание поликлинового приводного ремня является плоским, на нижнем имеются продольные зубья треугольного сечения, располагающиеся в канавках шкива. Так как зубчатая поверхность контакта поликлинового ремня со шкивом примерно в 3 раза больше поверхности контакта плоского ремня той же ширины, то ремень приводной поликлиновой обеспечивает передачу большей мощности. При замене комплекта клиновых ремней, как и при использовании многоручьевых клиновых ремней, исключается проскальзывание одних клиновых ремней относительно других.

Поликлиновые приводные ремни служат для передачи крутящего момента при высоких оборотах двигателя со шкивами небольшого диаметра.

Клиновидная форма обеспечивает большую площадь рабочей поверхности, а основа клинового ремня позволяет достичь высокой сопротивляемости температурным и химическим воздействиям, а также обеспечивает оптимальную передачу крутящего момента.

Удлинение клиновых ремней при эксплуатации не более 3%

Средний ресурс ремней 2000 часов (при легком и среднем режиме работы), 1000 — (при тяжелом режиме работы).

Поликлиновые ремни отличаются от клиновых низким профилем и наличием нескольких продольных клиньев (ручейков). Используются в основном для монтажа компактной и многоцелевой ременной передачи на высоко оборотистых двигателях. Отсутствие ограничений по углу изгиба, позволяет использовать шкивы небольшого диаметра. Количество ручейков колеблется от 3-х до 8-ми. Трех ручейковые ремни применяются очень редко в условиях исключительного кризиса рабочего пространства.

Сечение Длина ремня, мм Технические характеристики
Шаг ремня Число ребер
(рекомендуемое)
Передаваемая
мощность, кВт
Температура
эксплуатации
К 450-2000 2,4±0,02 от 4 до 20 0.65-10,7 От -30°С до +60° С
Л 1250-4000 4,8±0,03 от 4 до 20 1,9-30,7
М 2000-4000 9,5±0,05 от 4 до 20 7,8-119,0

Удлинение ремней при эксплуатации не более 3%

Средний ресурс ремней 2000 часов (при легком и среднем режиме работы), 1000 — (при тяжелом режиме работы).

Ремни поликлиновые

Приводные ремни, по типу сечения, классифицируются на обернутые, резанные (клиновидные) и поликлиновые. Ремни поликлиновые представляют собой продукт, совмещающий лучшие свойства плоских и зубчатых изделий отличаясь от первых более низким профилем, а от вторых — устойчивостью к перегрузкам и внезапным изменениям момента вращения. Благодаря увеличенной площади поверхности контакта ремня со шкивом, элемент ручейкового типа позволяет передавать значительно большую мощность, по сравнению с плоскими аналогами, а, следовательно, обладает высоким КПД. При этом, за счет эластичности привода, сокращаются вибрации и колебания ведомых узлов.

Читать еще:  Снятие и замена тормозных дисков лада калина

Конструктивно, ремни поликлиновые имеют плоскую поверхность и состоят из нескольких продолговатых усеченных клиновидных ребер (ручейков) на нижнем основании. Подобная структура позволяет добиться улучшенных показателей пластичности, сопротивляемости образованию и распространению трещин, а также, уменьшения нагрева изделия во время действия. Конфигурация ребер обеспечивает способность работы ремня при высоких оборотах на малых диаметрах.

Ремни поликлиновые демонстрируют лучшие свойства при работе в приводах сложной конфигурации, характеризуясь при этом сопротивляемостью к ударным нагрузкам и устойчивостью к засорению шкивных пазов. Структура изделий усиливается кордом из полиэстера, клиновыми выступами и подкордом.

Ремни поликлиновые являются одним из разделов товаров нашего каталога, поставляясь в сериях отечественного и импортного производства. В ассортименте продукция российских поставщиков стандартов «К», «Л», и «М», а также, изделия чешской фирмы Rubena. Положительные особенности поликлиновых ремней по достоинству оценили многие автопроизводители и машиностроительные предприятия, перейдя на их применение в своих технологических программах, поэтому изделия пользуются стабильно высоким покупательским спросом.

Несмотря на ряд преимуществ, присущих приводам с ремнем ручейкового типа, нельзя не отметить повышенную чувствительность изделий к нарушению параллельности валов и смещению осей шкивов. При нарушении правильности совмещения рабочих сторон ремня со шкивом, происходит ускоренный износ элемента, поэтому с целью продления срока службы, следует уделять особое внимание состоянию поликлиновой передачи и своевременно устранять любые отклонения в геометрии расположения деталей привода.

Поликлиновые ремни обладают высокой износостойкостью и производительностью, прекрасной гибкостью и нагрузочной способностью, а также, бесшумностью работы. В связи с отличными эксплуатационными характеристиками, изделия этого типа получили распространение в приводах самых разных моторизированных устройств, в том числе, в промышленных станках, в бытовых приборах, в медицинском оборудовании, в автомобильной и сельскохозяйственной технике. У нас в наличии имеются богатый выбор продукции во всех стандартах размеров, что позволит подобрать подходящий вариант для любых целей.

ООО «Техкомплект» предлагает поликлиновые приводные ремни, обращайтесь к нам.

Разбираемся в приводных ремнях — как выбрать приводной ремень

Ременные передачи в системах привода. Отличия конструкции, достоинства и недостатки применения.

Ременная передача известна человечеству очень давно. Она применялась в первых мельницах, приводимых в движение лошадьми. Быстро совершенствовалась с появлением двигателя внутреннего сгорания. Ремни прошли путь от полоски сыромятной кожи, сшитой в кольцо, до поликлинового и зубчатого форматов. Сегодня в различных системах привода используются самые разнообразные изделия. Свойства ремней отличаются в зависимости от конструкции, предлагая как снижение нагрузки на валах, так и возможность передавать высокий крутящий момент.

Определение

Ремень — это бесконечная лента, выполняющая передачу мощности от ведущего к одному или нескольким ведомым валам. Система работает на следующих принципах:

  • ремень располагается на шкивах;
  • передача мощности, формирование крутящего момента происходит благодаря действию сил трения;
  • для эффективной работы ременной передачи нужно обеспечить натяжение рабочего элемента.

Зубчатые типы приводных ремней передают крутящий момент не только силами трения, но и зацеплением выступающих элементов за выступы на колесе шкива. Каждый из используемых в настоящее время элементов передачи имеет свой список достоинств и недостатков.

Виды ремней, плюсы и минусы их использования в системах привода

Ременная передача может передавать момент вращения между валами, расположенными на значительном расстоянии. Однако в современных условиях можно выбрать оптимальные характеристики и тип рабочего органа для качественного решения поставленных перед инженером задач. Используемые в различных механизмах и машинах ремни отличаются по конструкции, характеру формирования усилия, воздействию на ведущий и ведомый валы.

Плоскоременная передача

Плоскоременная передача представляет собой самую старую схему передачи крутящего момента. В установках используются:

  • шкивы в виде гладких цилиндров;
  • тонкие ленты, сечение которых представляет собой прямоугольник.

В древности незаменимым материалом для изготовления элементов передачи выступала сырая кожа. Сегодня плоские ремни делаются из нескольких слоев резины. Для увеличения прочности внутрь структуры помещается корд из текстильной нити или нейлона.

Плоскоременная передача имеет несколько достоинств. Во-первых, она позволяет достаточно просто организовать передачу момента не только между параллельными, но и пересекающимися под любыми углами валами. Во-вторых, конструкция шкивных колес предельно проста. В третьих, плоская лента при малой толщине обладает высокой гибкостью и испытывает малые напряжения при изгибах и деформациях

Но есть в применении такой передачи и существенные недостатки. Главный заключается в необходимости обеспечивать значительное усилие натяжения для формирования силы трения. В результате снижается срок эксплуатации ленты. Кроме этого, под значительной нагрузкой работают ведущий и ведомый валы, подшипниковые блоки имеют значительный износ.

Сегодня для изготовления плоского ремня используется резина с армированием из белтингового тканевого материала, полимерами, металлическим кордом. В системах приводов используются прорезиненные тканевые ленты. Применяются нарезные элементы с прослойками из резины, завернутые послойно или спирально.

Наша продукция:

  • 19.548
  • 24.396

Клиноременная передача

Сечение клинового ремня представляет собой трапецию. Ее форма стандартизирована. На территории России конфигурация стандартного клина описывается требованиями ГОСТ 1281.1-89, 1281.2-89, 1281.4-89. Узкопрофильные изделия стандартизируются согласно ТУ 38-40534-75, 38-105161-84.

Клиновые ремни обладают массой достоинств.

  1. Площадь поверхности соприкосновения со шкивом, в сравнении с шириной изделия — огромна. Обеспечивается хорошее сцепление и формирование значительных сил трения.
  2. Для передачи момента не требуется создавать большого натяжения, уменьшается нагрузка на валы и опоры.
  3. Расстояние между валами может быть как угодно малым, что ценно в современных машинах и механизмах.
  4. Обеспечивается стабильная передача мощности, лента не имеет сшивок. Это ценное свойство в приводах с большой точностью.

Для регулировки клиноременной передачи достаточно сдвинуть двигатель на специальных салазках. Кроме этого, в системе привода можно установить несколько ремней для распределения общей нагрузки между ними.

Есть у передачи данного типа ряд недостатков. Во-первых, клиновый профиль создает высокую жесткость. Срок службы изделия ограничен, особенно при бросках нагрузки на ведомом валу. Во-вторых, нужна особая механика установки ремня на шкивы. Вдобавок, нет универсальности использования. Конкретная группа механизмов использует только определенный тип элемента с клиновым профилем.

Поликлиновая ременная передача

Как следует из названия, поликлиновая лента имеет несколько зубьев трапецеидального сечения. Они называются ручьи. Поликлиновые ремни приводные предлагают:

  • обширную поверхность контакта со шкивом;
  • возникновение значительных сил трения;
  • повышение КПД при передаче мощности на ведомый вал;
  • повышение КПД при передаче мощности на ведомый вал;

Если сравнивать с обычным клиновым, многоручьевой ремень обеспечивает высокую быстроходность до 50 м/с, работу с большими передаточными отношениями. Открывается и возможность использования шкивов меньших диаметров.

По сравнению с клиновым, при той же нагрузочной способности, поликлиновый ремень имеет в 1.5-2 раза меньшую ширину. Ремень с несколькими трапецеидальными ручьями имеет сложную структуру. Она состоит из плоского армированного основания, изготовленного из прорезиненной ткани. Профильная часть делается целиком из резины.

Поликлиновый ремень имеет недостаток. Он крайне чувствителен к распараллеливанию между ведомым и ведущим валом, а также смещению шкивных колес вдоль оси. В этом случае в структуре изделия возникают механические нагрузки, неравномерно распределенные по структуре. Как результат — ремень быстро разрушается.

Зубчатый ремень

Зубчатый ремень еще называют синхронным. Он передает момент вращения не только благодаря силам трения, но и усилиями, образующимися при зацеплении с элементами шкивного колеса. При применении зубчатого ремня достигается:

  • снижение шумов при работе;
  • достаточно высокая жесткость передачи, типичная для зубчатых колес;
  • синхронность вращения ведущего и ведомого валов;
  • высокий КПД при передаче мощности;
  • снижение нагрузки на подшипниковые узлы ведущего и ведомого валов.

Зубчатые ремни применяются в широком списке механизмов. Их можно встретить в автомобилях, насосном оборудовании, системах высокой точности с применением дизельных и бензиновых двигателей. Технология изготовления зубчатого ремня практически аналогична процессу производства клиноременного. Различия наблюдаются только в структуре слоев, режимах вулканизации резины, конфигурации среза (зубцы могут иметь как трапецеидальную, так и скругленную форму поверхности).

К несомненным достоинствам зубчатоременной передачи относится возможность транспорта значительной мощности при высоких крутящих моментах. Ремень данного класса обладает значительной гибкостью. Это дает возможность передавать момент от одного ведущего к нескольким ведомым валам, формировать системы с их разнонаправленным вращением. И все это можно сделать при малых межосевых расстояниях при снижении общих габаритов узла или системы привода в целом.

Зубчатоременная передача требует сложной регулировки. От показателей натяжения зависит срок службы рабочего элемента. Так как изделие довольно дорогое, его обрыв неизбежно вызывает расходы. Регулировка системы привода с использованием зубчатоременной передачи включает измерение силы натяжения ленты и положения шкивных колес.

Применение ременных элементов в различных условиях

Сегодня все современные ременные элементы для систем приводов предлагаются в различных исполнениях для работы в определенных условиях. В частности, можно приобрести изделия, допускающие постоянный контакт с маслами, сделанные из синтетических эластомеров. Не составит труда купить ремень, рассчитанный на эксплуатацию при отрицательных температурах. Есть изделия, выдерживающие значительные нагрузки и предлагающие длительный срок эксплуатации.

Одно стоит понять правильно. В системах современного привода должны использоваться только те типы ременных элементов узла, которые предусмотрены производителем. Они обязательно правильно натягиваются в соответствии с инструкциями к установкам, проверяются и обслуживаются. Без соблюдения этих простых правил невозможно гарантировать отсутствие неожиданных аварий оборудования или повышения расходов на покупку новых ремней на замену изношенным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector