Схема и механизм стеклоподъемника: устройство (привод, модуль, контроллер и шестерня)
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Схема и механизм стеклоподъемника: устройство (привод, модуль, контроллер и шестерня)

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Контроллер электрических стеклоподъемников или люка в автомобиле

Данное устройство является автоматическим контроллером для электрических стеклоподъемников, которые разработаны для автомобиля, где уже были электрически управляемые окна, но они работали только при нажатии кнопки. После отпускания они немедленно останавливались. Для удобства управления была создана своя версия. Тут автоматическое закрывание / открывание стекла происходит после удержания кнопки 1 сек, и теперь вы можете легко открыть окно кратковременным нажатием, как и в более продвинутых автомобилях. Например можете использовать его для управления покупным приводом стёкол на ВАЗ и аналогичные машины. Устройство управляет только одним стеклом, чтобы контролировать два, необходимо создать две такие схемы. Это конечно требует больше работы и немного повышает стоимость, но такое решение имеет много преимуществ:

  1. Может применяться к электрическому люку.
  2. Легче установить и подключить.
  3. Использование кнопок независимое у пассажира и водителя.

Внимание! Будьте осторожны при сборке, проведении испытаний и эксплуатации схемы! Редакция 2 Схемы.ру не несет ответственности за материальные или моральные повреждения, вызванные представленной схемой. Вы используете всё это на свой страх и риск!

Схема блока автоматического управления

Технические данные контроллера окон

  • Напряжение питания: 12 — 15 В
  • Потребляемый ток в режиме ожидания: 10 мА
  • Напряжение привода: 12 — 15 В
  • Максимальный выходной ток: 20 А
  • Входное напряжение 0/1: 12 В
  • Защита от перегрузки по току, по времени.

Можно снизить расход энергии применив более экономичный стабилизатор, вместо этих 78L05. Ток в режиме ожидания 10 мА относится к одному модулю, с двумя будет 20 мА, но и это не много, подсчитаем:

Емкость батареи 36Ah с током нагрузки 10 мА = 0,01 А. Значит 36:0,01 = 3600 часов (150 дней), то есть разряд АКБ произойдёт через пять месяцев, а при токе 7 мА — через семь (214 дней).

Принцип работы контроллера стеклоподъемников

Основой схемы является микроконтроллер Attiny13, выполняющий функции задания времени и логики. Через транзисторы он управляет катушками двух реле, которые в свою очередь управляют работой подъемника окна. После нажатия кнопки «Открыть» или «Закрыть» привод начнет работать. Система оснащена двумя защитами:

  1. Одна из них предназначена для немедленной остановки подъема, когда ветровое стекло сталкивается с неким сопротивлением или достигает своего максимального положения. Тут сделана защита герконом, на котором была намотана катушка из толстой эмалированной проволоки. Когда ток, потребляемый двигателем подъемника увеличивается, катушка намотанная на геркон создаст электромагнитное поле достаточно большое, чтобы заставить сработать его. В свою очередь, он подключит к земле один из входов микроконтроллера, который немедленно остановит работу привода. Еще одной важной гарантией является защита времени, которая играет важную роль при автоматическом закрытии / открытии.
  2. Если во время закрытия / открытия геркон не работает в течение 6 секунд, привод также будет остановлен. Это предотвратит неправильное использование герконового переключателя или неправильную настройку катушки (слишком маленькая например). Надежная работа микроконтроллера контролируется функцией таймера, который сбрасывается каждые 64 мс. Благодаря этому возможная приостановка программы сбрасывает микроконтроллер, восстанавливая надлежащую работу.

Устройство также имеет четыре дискретных входа (0/1), изолированных от микроконтроллера с помощью оптопары. Чтобы инициировать ввод, для них должно быть присвоено высокое состояние (+12 В). Кнопка «Открыть» — кнопка «Закрыть» или сигнал закрытия окна от центральной блокировки

Если необходимо использовать внешний геркон, он может быть подключен к этому входу, однако не забудьте распаять соответствующие точки на печатной плате (они отмечены). Вместо катушки на герконовом переключателе можно припаять перемычку.

Окно поднимается и опускается с помощью кнопок «Открыть / Закрыть». Нажатие одной из кнопок менее 1 сек. приведет к тому, что окно будет двигаться вверх / вниз, пока кнопка не будет отпущена. После длительного нажатия любой кнопки — более 1 сек., автоматически закроется / откроется стекло. Этот процесс будет прерван, когда:

  • любая кнопка снова нажата
  • стекло столкнется с сопротивлением на пути (токовая защита)
  • окно полностью закрыто / открыто (токовая защита).
  • время закрытия / открытия превысит 6 секунд (временная защита).

Инструкции по сборке и настройке схемы

Сборка печатной платы. Сборку схемы лучше всего начать с облуживания, а затем пайки резисторов SMD. Все пути, через которые протекает большой ток, должны быть покрыты толстым слоем олова с тонкой медной проволокой внутри.

Универсальный драйвер для электрических окон в автомобиле содержит такие основные компоненты:

  • Реле 2 штуки S4-12 с катушкой 12 В и контактами на 20 А. Эквиваленты: Fujitsu FBR51, Hongfa HFKM, NAIS JJM, Songchuan 895.
  • Геркон 2,5 x 16 мм.
  • Катушка 2-5 витков из эмалированной проволоки диаметром 1 мм. Мотается на 3 мм сверло по часовой стрелке и надевается на герконовый переключатель.

Регулировка токовой чувствительности может быть выполнена растяжением катушки (чем расстояние между витками больше, тем ниже чувствительность), или перемещением катушки по геркону в крайние положения.

Схема работает без проблем в автомобиле уже в течение нескольких лет. В приложении все файлы для сборки такого контроллера своими руками.

Alexmtx › Блог › Правильные схемы подключения электростеклоподъемников (ЭСП) и доводчика стекол

Когда нужно самому установить ЭСП (электростеклоподъемники), то как всегда в интернете сложно найти правильные и понятные каждому схемы.
Имея опыт в радиоэлектронике для всех выкладываю правильные и понятные схемы подключения ЭСП, интеллектуального доводчика стекол Pandora DWM-210 (но лучше поставить Sheriff PWM-200), а также простых доводчиков только на подъем стекла, устанавливаемых в разрыв провода на плюс мотора.

Процесс собственной установки ЭСП подробно мной описан здесь: www.drive2.ru/l/4651635/

Берем силовые кнопки ЭСП производителя «АВАР» (НЕ слаботочные триггерные (мультиплексные) от Итэлма), а именно силовые: блок от «Гранты», а кнопку от «Калины» нового образца (именно она силовая), так как они самые симпатичные по виду. Это конечно не двухрежимные импортные кнопки, но с интеллектуальным доводчиком будут работать не хуже. Также ставим сам доводчик типа Sheriff PWM-200.
Силовые кнопки легко определить по контактам — у них они толстые и плоские лопаточки, а у триггерных они тонкие штырьки как иголки!
Силовые провода (выделенные жирным на схемах) используем толстые >= 1мм2, управляющие же можно брать тонкие = 0,5 мм2.

Исключение! Если кнопки будут не на двери, а на центральной консоли и протянуты толстые провода >= 1,5мм2 от них к каждой двери — тогда можно обойтись без реле, так как дублирующей кнопки здесь нет, а каждая на свою дверь и просадки минимальны. Тогда далее можно не читать.

Плюс +12В нужно брать от блока предохранителей, а не от зажигания, иначе не будет работать автодоводчик стекол при постановке на охрану.
Массу лучше брать от болта за монтажным блоком, а не в двери, так как контакт в двери может быть не очень хорошим. Хотя в двери контакт тоже хороший если авто не старый. Клеммы брать луженые.

Схема подключения силовой кнопки стеклоподъемника «АВАР»

Схемы подключения дублирующей кнопки на двери водителя к основной кнопке пассажирской двери
При установке двух кнопок на один стеклоподъёмник они обычно устанавливаются последовательно (либо параллельно, но тогда обязательно развязываются через реле).

Основная кнопка — это кнопка, которая управляет стеклоподъемником той двери, на которой она установлена.
Дублирующая кнопка — водительская, которая дополнительно с места водителя управляет другим стеклоподъемником.

Последовательное подключение (для слаботочных триггерных кнопок)
Выход допкнопки 1 в водительской двери подаем на вход 6, а выход 7 на вход 3 основной кнопки на пассажирской двери. Разрезаем в колодке провода, соединяющие контакты 5-6 и 6-3. Минус контакта 5 идет теперь только на подсветку, а контакты 6 и 3 теперь берут выход с допкнопки 1 и 7 водительской двери. Внимание! Установка параллельно приведет к короткому замыканию при подъёме и опускании. Жирным выделены силовые провода.

Читать еще:  Лампочки ближнего света Н4 какие лучше?

Параллельное подключение (для наших силовых кнопок)
Так как при последовательном подключении все-равно без реле не обойтись, то лучше сделать схему дублирования кнопки параллельно, развязав основную от дублирующей кнопки через два 5-ти контактных реле: провода от основной кнопки рядом с двигателем ЭСП водителя идут напрямую на 88 контакт реле и с контакта 30 сразу на двигатель, а длинные провода от дублирующей кнопки идут на контакт 85 обмотки реле, а уже реле дает подпитку мощным плюсом двигателю ЭСП пассажира.
Параллельное соединение для силовых кнопок предпочтительнее, так как на основной кнопке (пассажирской) не нужно реле (провода здесь короткие), и мы тем самым исключаем лишнее щелканье реле при работе основной кнопки на двери пассажира.
Для несиловых слаботочных (триггерных) кнопок в данном случае обязательно придется использовать еще 2 лишних реле, чтобы разгрузить пассажирскую кнопку (поэтому для триггерных кнопок всегда используется последовательное подключение).
Далее везде в моих схемах используется параллельное подключение, так как все кнопки силовые.

Схема подключения мультиплексной (слаботочной) кнопки ЭСП

Схема подключения ЭСП когда мультиплексная кнопка замыкает контакты на массу

Размеры места установки под кнопки ЭСП «АВАР»

Доводчик стекол Pandora DWM-210

Что он дает:
— полный ход стекла за одно кратковременное нажатие (“one touch”) — НО НЕ РАБОТАЕТ ОДНОВРЕМЕННО НА 2 СТЕКЛА (так как модуль имеет только один датчик электромагнитного шума мотора, тока и времени);
— остановка стекла в любом положении повторным нажатием в любом направлении;
— автоматическая остановка стекла при встрече с препятствием в проёме окна;
— автоматическое отключение двигателей ЭСП по превышению тока;
— автоматическое закрывание стекол при постановке автомобиля на охрану;
— автоматическое открытие стекол при снятии с охраны в прежнее положение перед постановкой на охрану, если стоянка продолжалась не более 20 минут. (Счетчик оборотов работает довольно условно и может оставить закрытые окна или недозакрыть).
Доводчик устанавливается в водительской двери.
ВНИМАНИЕ!
При удержании кнопки доводчик не использует свои реле, которые берут плюс (через предохранитель 20А) и минус от доводчика, а пускает на мотор весь ток прямо от кнопки, поэтому нужно после выхода от кнопки с длинными проводами ставить реле! Видимо это сделано для того, чтобы если выйдет из строя доводчик — всегда можно было закрыть окно простым удержанием кнопки. При коротком же нажатии на кнопку срабатывает доводчик со своими реле и доводит стекло.Реле ставить только на вход в доводчик с выхода после дублирующей кнопки! Если этого не сделать, то из-за просадок по длинным проводам последовательного подключения кнопок пассажирское стекло будет еле двигаться. Выход доводчика должен соединяться напрямую с мотором без реле, иначе не будет работать детектирование электромагнитного шума двигателя и доводчик работать не будет!
На выходе водительской силовой кнопки реле не нужны, так как там все силовые провода короткие.
Идеально ставить 2 доводчика на каждую дверь как делают штатно на иномарках — тогда режим AUTO будет сразу на 2 двери параллельно, а не поочередно. К тому же не нужно будет тянуть 2 лишних толстых провода на мотор из водительской двери в пассажирскую.
Знал бы сразу, что Pandora DWM-210 такое кетайское г**но без своих реле в силовой части доводчика, приобрел и установил бы стеклоподъемник Sheriff PWM-200, в котором четко разделена силовая часть от управляющей и к тому же можно одновременно закрывать два стекла в одно касание! То есть он определенно лучше!

Стеклоподъемники включаются модулем последовательно, после подачи запускающего импульса: сперва водительская дверь, потом пассажирская, причем следующий канал включается после отработки предыдущего. Если стекло уже закрыто, то модуль сразу же переключится на следующий канал. Контроль закрытия осуществляется по электромагнитному шуму двигателя.

При включении питания модуль доводчика нуждается в калибровке по току срабатывания защиты. Нужно КОРОТКИМ нажатием опустить до конца каждое стекло, затем так же поднять. При этом доводчик запоминает характеристики двигателя.
Управляющий сигнал на закрытие, открытие — ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ.
Управление можно сделать от центрального замка или от дополнительного канала сигнализации.
Необходимо присоединить управляющий вывод охранной системы соответственно к «Бело/красному» (поднятие стёкол) И «Белому» (опускание стёкол) выводам модуля. Длительность запускающего импульса должна быть не менее 500мс. (0,5сек.).

Внимание: у старых выпусков были перепутаны местами провода кнопок и двигателей — для таких блоков меняем местами провода под номерами: 9 2, 16 20, 15 10, 14 19, 13 18.
На последних пандорах (ноябрь 2011 и новее) схема правильная, так что менять местами провода от кнопок и двигателей не нужно!

Доводчики в разрыв провода на подъем ЭСП типа Convoy CL-200
Дополнение от 05.10.2014 г. по просьбе SIBUR95

Есть доводчики типа Convoy CL-200, которые подключаются в разрыв провода на подъем, который идет на двигатель ЭСП.
От доводчика идет 2 провода (вход и выход) и они в нем постоянно замкнуты. При включении доводчика они разрываются и на выходном появляется плюс +.
На GREEN при работе доводчика (постановке на охрану) появляется плюс и он идет на движок, а минус идет от кнопки (или от реле от 88 контакта на 30) на движок.
Когда же доводчик не работает, то он просто замкнутым своим реле пропускает с BLUE на GREEN ток и все.

Здесь схема отличается только тем, что минус двигателя подсоединен напрямую к кнопке (или к реле, если кнопка дублирующая), а плюс так же проходит через доводчик, а реле стоит только на ВХОДЕ в доводчик, тем самым не нарушая детектирование шума двигателя.

Еще можно сделать схему дублирования кнопки не последовательно, а параллельно на двух 5-ти контактных реле.
Плюс в том, что исключается последовательная цепь, реле не будет лишний раз щелкать от основной кнопки, которая ближе к движку (с короткими проводами) а только от дублирующей.
Минус в том, что для несиловых (триггерных) кнопок в данном случае придется использовать 2 лишних реле (реле 3 и 4 на схеме).

Схема на любое количество дублирующих кнопок и количество дверей

В параллель можно ставить сколько угодно кнопок и одновременно нажимать в разных направлениях —
схемотехнически короткое замыкание невозможно!
В ситуации когда на основной кнопке жмем подъем, а на дублирующей опускание — просто остановится, так как на обеих силовых линиях будет одинаковый потенциал.
Отличие доводчика — всего лишь наличие МК между кнопками и силовыми реле.
Преимущество схемы в том, что силовая коммутация в одном месте, нет потерь в жгутах и на кнопках, минимум «протяжек» проводов — по 2 всего на канал + масса.
В добротных, полнофункциональных доводчиках силовая часть и линии управления реализованы таким же образом + еще добавлены функции «автоопределения» активных управляющих уровней.

Если ставится доводчик типа PWM-200 on Sheriff со слаботочным управлением, то смысла в этих реле нет, так как они уже смонтированы в доводчике.
Эта схема с реле — для понимания сути реверсивного управления и дублирования кнопок в параллель.
Силовые выходы и в ЦЗ и в доводчиках реализованы именно таким образом.

Также желательно подключить неполярные электролитические конденсаторы на 22 мкФ 25В на контакты моторов ЭСП, чтобы сгладить размах токовых пульсаций в силовом канале доводчика и он корректно работал даже при износе моторов и внезапно не останавливал стекла при открытии и закрытии.

Обычная схема дублирующих кнопок на 4 двери
Дублирующие кнопки также нужно обязательно дополнить двумя 5-ти контактными реле (на схеме их нет).

Стеклоподъемники – принцип работы, системы и возможные поломки

Стеклоподъёмниками называют устройства, выполняющие задачу поднятия бокового стекла транспортного средства. Чаще всего такая система оборудована электроприводом. Однако на старых авто и базовых модификациях недорогих моделей можно встретить и механический стеклоподъемник, не такой удобный, но более надёжный.

Читать еще:  Замерзли колодки ручного тормоза что делать?

Классификация систем

Существует немало различных вариантов стеклоподъёмников, в основном отличающихся:

  • целевой направленностью, то есть местом установки (схема расположена на левой или на правой двери, спереди или сзади);
  • типом привода;
  • поднимающим механизмом.

Привод

Приводное устройство является главным из элементов, составляющих механизм стеклоподъемника. Он может быть механическим и состоять из сравнительно простого набора элементов, нескольких шестерней и рукоятки, с помощью которой регулируется степень открытия окна. Обычно для того чтобы поднять стекло ручка крутится по часовой стрелке, а для опускания – против часовой. Основные характеристики механического устройства – количество оборотов, необходимых для полного открывания и закрывания окна.

Принцип действия и схема электропривода более сложные. В состав приводного механизма такого стеклоподъёмника входят: шестерня или барабан привода, электромотор и редуктор червячного типа. Преимуществом такого варианта является простота использования, недостатком – увеличение стоимости авто. Характеристики системы – скорость закрывания (до 6 с) и напряжение питания (12 В).

Механизм подъёма

Подъёмные механизмы необходимы для непосредственного подъёма и опускания стекла. По конструкции они подразделяются на три типа:

  • тросовые, схема которых состоит из гибкого элемента (зубчатого ремня, цепи или троса), натянутого между расположенными внутри двери роликами и пластины для прикрепления к стеклу;
  • рычажное устройство, объединяющее рычаг, установленный на нём ползун и крепление к поднимаемому стеклу;
  • реечные. Их схема включает неподвижную зубчатую рейку и крепящуюся к стеклянной поверхности пластину.

Перемещение стекла обеспечивается передачей движения от привода с помощью соответствующего механизма – рычага, троса или зубчатой рейки. А для того чтобы окно закрывалось в заданном направлении, в корпусе двери авто установлены специальные направляющие.

Управление

Система стеклоподъёмников имеет два варианта управления – электронное и непосредственное. Первый применяют только для электрических систем, в состав которых входят: электронный блок, входные и исполнительные устройства. Блок переключателей, управляющий всеми электростеклоподъёмниками авто, устанавливают на двери водителя.

Ручные системы используют только непосредственные способы подъёма стекла, к которым относится рукоятка. Для электрического стеклоподъёмника такая схема реализована с помощью переключателя режимов для двигателя механизма. В первой позиции характеристики электромотора обеспечивают его вращение в одну сторону для открывания стекла, во второй – позволяют закрыть боковое окно.

Дополнительные функции

Кроме обычных функций для подъёма и опускания стёкол система электрических стеклоподъёмников выполнять следующие задачи:

  • автоматически закрывает и открывает окна;
  • блокирует включение кнопки управления;
  • останавливает движение стекла при встрече им препятствия во время закрывания;
  • работает при выключенном зажигании.

Возможность автоматического закрывания и открывания позволяет полностью поднять или опустить стекло при быстром нажатии переключателя. Блокировка кнопок стеклоподъёмника повышает безопасность при нахождении на задних креслах детей. А опция, благодаря которой устройство работает некоторое время даже после выключения зажигания, помогает закрыть и открыть окно уже остановленного авто.

Функция безопасности, останавливающая процесс закрывания окна, позволяет снизить количество травм при попадании в него руки или, например, головы. Это же устройство препятствует поломке самого стекла, которое может быть повреждено посторонним предметом.

Основные поломки

Схема механических стеклоподъёмников достаточно простая, и неисправность может заключаться только в поломке механического элемента, который требуется смазать или заменить. Электрическая система намного сложнее, и для устранения проблемы требуется сначала обнаружить её причину.

При диагностике неисправности электростеклоподъёмника проверяются такие элементы и характеристики:

  • автоматические переключатели и предохранители, которые могут перегореть;
  • целостность проводов, ведущих к отдельному вышедшему из строя стеклоподъёмнику авто;
  • работоспособность и характеристики центрального управляющего блока;
  • электромотор подъёмного механизма, который чаще всего не работает из-за поломки или залипания щёток.

Чаще всего система механических стеклоподъёмников ремонтируется автомобилистами самостоятельно. А для того чтобы исправить электрическое устройство, особенно, на новых иномарках, обычно обращаются в автосервис.

Описание и принцип работы электростеклоподъемников

Электростеклоподъемники стали стандартной опцией практически во всех современных автомобилях благодаря их удобству и надежной работе. Раньше пассажирам и водителю приходилось использовать механические устройства для подъема и опускания стекол в дверях, но электрические механизмы быстро их вытеснили. Благодаря доступности и дешевизне электрическое управление устанавливают даже в бюджетных машинах с минимальной комплектацией.

Устройство электрического стеклоподъемника

Стеклоподъемники впервые появились у немецкого производителя Brose в 1928 году, причем их принцип работы основывался на механическом приводе. Первые автоматические стеклоподъемники были разработаны в Америке в 1940 году, для работы которых использовался электрогидравлический механизм. С тех пор конструкция прошла большое количество изменений в габаритах, принципе работы и используемых приводах.

Стеклоподъемник, установленный в корпусе двери

Конечным результатом разработок стали электростеклоподъемники, которые сейчас устанавливают во все транспортные средства. Устройство используется для автоматического поднятия и опускания стекол автомобиля. Электрические стеклоподъемники не влияют на безопасность езды, но значительно увеличивает удобство пассажиров и водителя.

Массовый спрос на электрические подъемники сделал опцию достаточно экономичной и доступной.

Конструктивные особенности

Конструкция автоматических стеклоподъемников состоит из ряда электрических и механических элементов, которые управляют положением стекла. Исполнительные механизмы устанавливаются внутри двери. В состав элементов конструкции входят:

  • блок управления — получает команды от водителя и пассажиров и генерирует управляющие сигналы для работы подъемного механизма;
  • привод — исполнительное устройство, которое состоит из электрического двигателя, зубчатой и червячной передачи, объединенных в один модуль;
  • подъемный механизм — связан со стеклом и выполняет непосредственно работу по перемещению.

Блок управления стеклоподъемниками

Для управления используются специальные кнопки, которые устанавливаются на дверях. Чтобы опустить или поднять стекло достаточно нажать или приподнять кнопку. Для каждой двери предназначен собственный регулятор, но только водитель может управлять передними и задними электростеклоподъемниками.

Виды приводов и подъемных механизмов

Раньше для управления положением стекла использовались механические приводы с простым механизмом подъема. Достаточно было крутить установленную ручку, а с помощью незамысловатой конструкции осуществлялось перемещение. Современные системы используют электромеханическую систему привода, а механизмы подъема делятся на:

  • рычажный;
  • реечный;
  • тросовый.

Тросовый подъемник стекла

Тросовое устройство считается одним из наиболее популярных типов механизмов благодаря его простоте и экономичности. Внутри конструкции используются ролики, между которыми натягивается гибкий трос или цепь и приводной барабан. При возникновении импульса барабан начинает вращаться, а трос наматываться. При этом устройство соединено со стеклом и приводит его в действие. Главный недостаток — быстрый износ троса и небольшая прочность барабанов.

Рычажный подъемный механизм

Рычажные подъемные механизмы достаточно надежные, быстрые и компактные. Принцип работы устройства сводится к работе электродвигателя, который вращает шестерню и изменяет положение одного-двух рычагов, прикрепленных к стеклу. Механизм работает тихо и обладает отличными эксплуатационными свойствами.

Реечный механизм

Реечные стеклоподъемники пользуются большим спросом благодаря низкой стоимости и простоте конструкции. Механизм состоит из направляющей пластины, которая соединена со стеклом, и зубчатой рейки. При управляющей команде начинается перемещение направляющей с помощью приводного механизма. Из недостатков необходимо выделить потребность в регулярной смазке и низкая прочность зубьев рейки в бюджетных автомобилях.

Особенности работы и управления стеклоподъемников

Принцип работы автоматических стеклоподъемников достаточно простой. На каждое устройство устанавливаются индивидуальный управляющий блок, который также получает команды от центрального модуля. Механизм обрабатывает сигналы от кнопок и приводит в действие исполнительные устройства — электродвигатель начинает работать и изменять положение подъемного механизма.

Некоторые системы позволяют управлять автоматическими подъемниками после выключения двигателя, а также изменять положение стекла с помощью внешних команд (например, брелока сигнализации).

Для управления используют непосредственную или электронную систему. Первый вариант напрямую подключается к бортовой цепи и состоит из трехпозиционного переключателя. Достаточно изменить положение элемента, после чего начнется передвижение стекла в одну из сторон. Из-за отсутствия блокировок и защитных механизмов он практически не применяется.

Электронное управление является одним из наиболее популярных способов для регулирования положения стекла. Конструкция состоит из:

  • электронного блока управления;
  • входных устройств (переключатели, датчики положения стекла);
  • исполнительных механизмов (электродвигатель, привод).
Читать еще:  Растворитель или уайт спирит что лучше?

На пассажирских дверях устанавливаются индивидуальные кнопки управления, а со стороны водителя — главный модуль. С его помощью можно изменить положение любого подъемника, включить блокировку или закрыть все стекла.

Зачем нужна функция блокировки

Практически все электрические стеклоподъемники оснащают функцией блокировки. Ее активация не позволяет поднимать и опускать стекло даже при нажатии управляющей кнопки. Опция разработана специально с целью обеспечения безопасности. Водителю сложно уследить за детьми в процессе движения, поэтому надежнее заблокировать работу стеклоподъемника. Функция активируется с помощью электронного блока управления или специальной кнопки на водительской двери и ее действие распространяется только на задние электростеклоподъемники.

Для увеличения безопасности также используют функцию реверсивного движения. При наличии препятствий подъемный механизм выполняет автоматическое опускание стекла. Система работает на основе контроля скорости вращения привода. Если она уменьшается или длится слишком долго, поступает противоположный управляющий сигнал.

Электрические стеклоподъемники не влияют на безопасность движения, но позволяют увеличить комфорт и удобство управления автомобилем. Больше не нужно применять физическую силу и долго крутить механический привод — достаточно нажать на кнопку и автоматически отрегулировать высоту положения стекла.

Электростеклоподъемники и всё о них

Стеклоподъемники с электрическим приводом создают определенные удобства для
водителя и пассажиров. Если таких устройств нет в заводской комплектации автомобиля, то их можно
поставить дополнительно. Стеклоподъемники предназначены для перемещения и удержания в крайних или любых промежуточных положениях опускных стекол. В связи с большим разнообразием дверей автомобилей
номенклатура стеклоподъемников составляет десятки наименований. Для правых, левых, передних и
задних дверей одного и того же автомобиля конструкция их деталей различна.
Конструкции стеклоподъемников
Роль направляющих стекла для всех конструкций стеклоподъемников выполняют:
желобки на внутренних сторонах рамок дверей, удерживающие стекло за его боковые кромки;
специальные рельсы, неподвижно закрепленные в корпусе двери, по которым скользят установленные
на нижней кромке стекла ползуны.
Перемещение вверх ограничивает уплотнитель окна, вниз — резиновый демпфер.
Стеклоподъемники включают в себя два основных узла: привод и механизм подъема стекла.
Привод создает крутящий момент, достаточный для перемещения стекла.
Он может быть:
механическим, состоящим из рукоятки и пары прямозубых шестерен для увеличения усилия и передачи
его на приводной валик;
электрическим, представляющим собой реверсивный электродвигатель со встроенным червячным
редуктором1, на приводной валик которого устанавливается шестерня привода или барабан.
Механизм подъема преобразует вращательное движение валика привода в поступательное движение
стекла. Независимо от вида привода, ручного или электрического, механизмы стеклоподъемников
подразделяются на тросовые, реечные и рычажные.
Тросовый (рис. 1). Гибкий элемент2 в виде кольца натянут между тремя, иногда четырьмя роликами,
закрепленными внутри на двери или на отдельном подрамнике. Для увеличения сил трения несколько
витков троса постоянно намотаны на приводной барабан. При вращении барабана одна ветвь троса на
него наматывается, а другая отматывается и трос получает поступательное движение. На
вертикальном участке он через пластину соединяется с нижней кромкой стекла. Движение пластины
происходит по направляющей трубе. Один из роликов подпружинен и выполняет функцию натяжителя
для компенсации возможного растяжения троса. Иногда натяжитель делают в виде пружин,
установленных в месте соединения противоположных концов троса. Если стекло широкое и есть
вероятность его перекоса, трос может иметь два вертикальных участка и удерживать стекло в двух
местах.

Рис. 1. Тросовый стеклоподъемник (вариант с двумя вертикальными
участками для подъема широкого стекла)
Достоинство тросового механизма в том, что он занимает небольшое пространство во внутренней
полости двери. Недостаток — сложность конструкции и возможность закручивания и перетирания
троса.
Реечный (рис. 2). Внутри двери вертикально закрепляется неподвижная зубчатая рейка, входящая в
зацепление с шестерней, установленной на приводном валике. Электродвигатель с редуктором
крепится на направляющей пластине, соединенной со стеклом. При вращении шестерни направляющая
пластина вместе с электродвигателем, редуктором и стеклом совершает вертикальное перемещение
относительно рейки.

Рис. 2. Реечный стеклоподъемник
Достоинство — постоянство скорости перемещения, простота конструкции и надежность. Недостаток,
ограничивающий применение, — большой габарит по высоте.
Однорычажный (рис. 3). Шестерня привода вращает сектор колеса и двигает плечо рычага вверх или
вниз. Ползун, установленный на конце рычага, перемещает подвижную пластину и установленное на
ней стекло. Для выравнивания усилия иногда применяют схему с двумя параллельными рычагами.

Рис. 3. Однорычажный стеклоподъемник
Двухрычажный (рис. 4) — усложненный вариант однорычажного, где к основному рычагу присоединен
дополнительный. Он с двух сторон снабжен ползунами. Один из них, совместно с ползуном основного
рычага, перемещает подвижную пластину со стеклом. Другой двигается по направляющей в
неподвижной пластине, закрепленной внутри двери. В этом случае усилие распределяется между
основным и вспомогательным рычагами, что уменьшает возможность перекоса.

Рис. 4. Двухрычажный стеклоподъемник
Двухрычажный колесный (рис. 5). Шестерня привода входит в зацепление с двумя колесами. При ее
вращении в одну сторону рычаги расходятся, при вращении в другую сходятся, перемещая с помощью
ползунов подвижную пластину со стеклом.

Рис. 5. Двухрычажный колесный стеклоподъемник
Достоинство рычажных механизмов — надежность, компактность, удобство монтажа.
Недостаток — неравномерность скорости и усилия перемещения стекла в зависимости от его
положения (чем выше поднято стекло, тем медленнее оно перемещается).
Система управления
В зависимости от предъявляемых требований, управление электрическим стеклоподъемником может
быть от простейшего кнопочного до “интеллектуального”, совмещенного с сигнализацией или охранной
системой.
“Кнопочное” управление осуществляется с помощью клавишных переключателей. Они
устанавливаются в удобном месте салона, два со стороны водителя и по одному на остальные
открываемые окна. Переключатели имеют различную конструкцию и дизайн, а также могут иметь
подсветку. Для защиты от перегрузок в этом случае применяют автоматические предохранители.
Дистанционное управление производится пультом управления и может обеспечивать одновременное

автоматическое закрытие окон, дверей и электролюка при постановке автомобиля на режим охраны.
Блок комфорта для электрических стеклоподъемников обеспечивает:
возможность открывания и закрывания окон одним коротким нажатием клавиши;
остановку и (или) переключение направления движения, если между стеклом и рамкой оказался
какой-либо предмет;
автоматическую защиту от перегрузки электродвигателя, например если стекло примерзло к
уплотнителю.
Рекомендации
Для переделки ручного стеклоподъемника в электрический устанавливают:
электродвигатель со встроенным редуктором в тех случаях, когда в конструкции штатного
стеклоподъемника предусмотрена возможность непосредственной замены механического привода
электрическим;
приставку к штатному стеклоподъемнику в виде электродвигателя с редуктором и дополнительным
гибким приводом на валик имеющегося механического привода3;
электрический стеклоподъемник, полностью заменяющий механический.
В большинстве случаев заводской электропривод продается в комплекте с механизмом подъема
стекла, уже под него приспособленным. Кроме того, в комплект входит все необходимое для монтажа
системы управления.
Если нет возможности применить “заводское” устройство, можно использовать привод-приставку. Это
дешевле, чем полностью менять стеклоподъемник, но требует больше времени на установку и менее
надежно. Если приставка импортная, желательно, чтобы инструкция была на русском языке.
Комплект стеклоподъемника должен содержать все необходимое для установки: проводку,
переключатели, крепеж, заглушки и т.д.
Дистанционное управление и блоки комфорта не входят в комплект стеклоподъемников, и их
приобретают отдельно.
Можно использовать электрические стеклоподъемники различных производителей, изготавливаемые
ими для данного автомобиля. Наиболее надежны рычажные конструкции, но при выборе между
рычажным и тросовым следует придерживаться рекомендаций автозавода.
До начала переделок необходимо исправить все дефекты штатного механизма — исключить возможные
перекосы и заклинивание.
Установить самостоятельно стеклоподъемник и “кнопочное” управление при определенных навыках
возможно.
Оснащение дистанционным управлением и блоком комфорта лучше доверить специалистам

1 В приставках, где усилие передается вращающимся в оболочке тросом, аналогично спидометру,
электродвигатель не имеет встроенного редуктора. В этом случае для снижения крутящего момента,
передаваемого тросом, редуктор устанавливается не на электродвигателе, а на приводном валу
механизма стеклоподъемника.
2 Для повышения надежности вместо троса иногда применяют зубчатый ремень или цепь.
3 Рукоятку ручного привода при этом снимают, а отверстие в обшивке двери закрывают специальной
заглушкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector