Масло попало в систему охлаждения что делать?
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Масло попало в систему охлаждения что делать?

Причины попадания масла в антифриз и их устранение

Перемешивание моторной смазки с охлаждающей жидкостью двигателя – неисправность критическая, требующая немедленного вмешательства и устранения. Другими словами, эксплуатировать машину нельзя, только ремонтировать. Хоть и нечасто, но такая проблема встречается на новых и подержанных автомобилях. Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, хозяин авто должен четко представлять порядок своих действий, когда обнаружено масло в антифризе.

Как смазка попадает в антифриз (тосол)?

Система охлаждения силового агрегата представляет собой сеть каналов, проходящих через блок и головку цилиндров. Она герметична и потому работает под давлением, возникающим в результате нагрева и расширения жидкости. Система смазки имеет похожее строение, только каналы более узкие, а давление создает масляный насос.

Существует всего 3 причины, по которым происходит смешивание двух разных жидкостей:

  1. Прокладка между головкой и блоком цилиндров – слабое место любого мотора. Когда в ней возникает мельчайшая трещина, жидкость с более высоким давлением проникает в «чужую» систему. Как правило, масло поступает в антифриз, потому что масляный насос «давит» сильнее, нежели помпа. Хотя случается и взаимное проникновение.
  2. В автомобилях с мощными и более сложными двигателями присутствует элемент охлаждения моторной смазки – масляный радиатор. В нем тоже случается перемешивание тосола с маслом в результате пробоя прокладки.
  3. Трещины в металле самой ГБЦ.

Теперь о том, почему нарушается целостность прокладок. Главный враг любого мотора и дополнительных элементов – это перегрев. От воздействия высокой температуры алюминиевая головка цилиндров либо корпус масляного теплообменника деформируется. Но поскольку деталь прочно удерживается болтами, происходит продольное расширение металла, вытягивающее за собой прокладку. В последней возникают трещины, куда и проникает смазочный материал.

Случается и обратная ситуация: в двигатель затекает антифриз и разжижает масло в картере. Причина – неисправность клапана сброса давления, установленного в пробке расширительного бачка. Тогда сквозь трещины проникает тосол, поскольку его напор больше.

Обнаружение неисправности

Данная неполадка, а точнее, – серьезная поломка, довольно коварна и проявляется не сразу. Через микротрещины жидкий смазывающий материал проходит малыми порциями, не оказывая особенного влияния на работу силового агрегата. Изменения становятся заметны на следующем этапе, когда соединяющий две системы канал расширяется и скорость перемешивания возрастает.

Как определить попадание смазки в тосол:

  • из-за ухудшения охлаждающих свойств антифриза двигатель начинает сильнее греться, чаще срабатывает электрический вентилятор;
  • уровень масла постепенно снижается, а тосола – повышается (заметить довольно сложно);
  • крыльчатка помпы взбивает масляно-водяную смесь, превращая ее в густую белую эмульсию, засоряющую фильтр, отчего падает давление моторной смазки;
  • снаружи на блоке либо корпусе теплообменника видны потеки, берущие начало возле прокладки (появляются не всегда);
  • масло в расширительном бачке меняет цвет и консистенцию охлаждающей жидкости.

Важно! Наиболее явный признак перемешивания, отслеживаемый визуально, – эмульсия белого цвета в расширительной емкости с антифризом. Если вы обнаружили в бачке подобную субстанцию, сопоставьте данный факт с другими симптомами – постоянным перегревом мотора и сигналами контрольной лампы уровня масла.

Как правило, беда не приходит одна. Тосол, попавший в поддон картера, может создать серьезные проблемы: в лучшем случае эмульсия засорит смазывающие каналы и фильтр. При худшем раскладе коленчатый вал провернет вкладыши (подшипники скольжения) в результате масляного голодания. Дорогостоящий ремонт обеспечен.

Нередко прокладка лопается до самых стенок цилиндров, после чего в камеры сгорания попадает антифриз (его каналы ближе). Признак поломки хорошо заметен – из выхлопной трубы валит белый дым в большом количестве, а мощность мотора резко падает.

Когда подобная проблема возникает на машине, оборудованной теплообменником – охладителем моторной смазки, возникают затруднения с диагностикой. Если внешние признаки в виде потеков отсутствуют, то после выявления эмульсии в расширительном бачке лучше обратиться на автосервис. Там оба агрегата продуют специальной установкой и по утечке воздуха определят виновника.

Методика устранения

Когда значительное количество смазки попало в антифриз, последний не способен работать в качестве охладителя. В нем образуются сгустки и даже твердые частицы, оседающие на стенках каналов, забивающие клапан термостата и засоряющие радиатор. Также нет никакой гарантии, что не произошло взаимного проникновения и тосол не протек в поддон картера. Отсюда вывод: обе жидкости необходимо слить.

Если ваш автомобиль оснащен масляным радиатором, немедленно обращайтесь на станцию технического обслуживания с целью локализовать пробитую прокладку. Затем решайте, выполнять ремонт самостоятельно либо доверить работу персоналу автосервиса.

Что делать, если масло или эмульсия обнаружена в расширительном бачке с антифризом:

  1. Обе системы необходимо промыть. Перед сливом тосола добавьте в расширительную емкость специальный моющий состав и дайте мотору поработать на холостых оборотах 5 минут. Смазывающую систему опорожняйте сразу.
  2. Открутите и выбросьте масляный фильтр.
  3. Замените прокладку на блоке цилиндров, сняв ГБЦ. В процессе демонтажа разберите элементы охлаждающей системы (патрубки, помпу, термостат) и тщательно промойте их вручную. Таким же образом поступайте с теплообменником, если он является виновником перемешивания жидкостей.
  4. Открутите поддон картера и масляный насос, последний разберите и поменяйте все прокладки. Перед сборкой промойте детали бензином либо растворителем.
  5. Соберите силовой агрегат, поставьте новый фильтр и залейте промывочную моторную смазку. Вместо тосола заполните систему дистиллированной водой, добавив моющий состав.
  6. Заведите двигатель и оставьте поработать на 10–15 минут, не повышая обороты. Следите за контрольной лампой масла и указателем температуры.
  7. По окончании замените воду рабочей жидкостью – антифризом, а промывочное масло – полноценным моторным. Очень желательно дважды поменять фильтр.

Совет. Делая предварительную промывку системы охлаждения до устранения неисправности, контролируйте температуру и давление смазки. Заметите неладное – сразу глушите мотор, поскольку масло по-прежнему попадает в антифриз.

Как бы тщательно вы ни старались вымывать детали мотора в процессе разборки, добраться до всех каналов не удастся. Поэтому промывка производится несколько раз, в том числе после запуска силового агрегата. Во время дальнейшей эксплуатации отслеживайте состояние технологических жидкостей, чтобы неприятность не повторилась.

Антифриз попадает в масло: возможные причины и их устранение

В двигателе автомобиля предусматривается смазывающая и охлаждающая система. Это две незаменимые составляющие любого ДВС. В данных системах используются разные жидкости, которые при нормальной работе мотора не должны пересекаться между собой. Однако в случае выхода из строя какого-либо элемента появляется масло в антифризе. Причины могут быть различными. Что же, давайте подробно рассмотрим данную проблему.

Признаки

Если антифриз попадает в масло, как определить это? Есть несколько признаков, на которые следует обратить внимание:

  • Уровень охлаждающей жидкости. На исправном двигателе он не должен меняться при эксплуатации. Однако если уровень хоть и незначительно, но снижается, это может говорить о том, что антифриз попадает в масло двигателя.
  • Выхлопные газы. Выхлоп становится более белым и густым. При работе двигателя образуется специфический пар. Но нужно понимать, что такое явление считается нормальным в сильный мороз. Однако если за окном плюсовая температура, это явный признак того, что антифриз попадает в масло.
  • Свечи. Электроды свечей будут залиты тосолом и издавать характерный запах.
  • Масло. Оно в случае попадания антифриза меняет свой оттенок, а также структуру. Обычно масло становится почти белым.
  • Эмульсия на маслозаливной горловине. Она может напоминать густой «майонез».

Про белый налет на свечах

Если образовался белый налет на свечах зажигания, причины могут быть разными. В первую очередь, это говорит о проблемах с качеством топлива. Но если это шершавый белый налет на свечах зажигания, причины заключаются в перегреве мотора. Также подобный нагар образуется, если:

  • Свеча не подходит под данный двигатель (по калильному числу или по другим параметрам).
  • Впускной трубопровод негерметичен. Здесь воздух будет забираться извне.
  • Плохая калибровка зажигания.
  • Есть проблемы с системой охлаждения (например, неисправность радиатора).

Почему в масло проникает охлаждающая жидкость?

Специалисты выделяют несколько причин данного явления:

  • Деформация прокладки, которая разделяет блок и головку блока цилиндров. Это ответ на вопрос о том, куда уходит антифриз, если не протекает нигде. В ДВС для охлаждающей жидкости предусмотрены отдельные каналы. Но изоляция их является неполной ввиду наличия разрывов на участке стыка блока и ГБЦ. Чтобы обеспечить уплотнение, устанавливается прокладка. За счет этого также исключается течь масла. Но если пробило прокладку ГБЦ (симптом – эмульсия в масле), то антифриз будет проникать в систему смазки. Пробивает элемент из-за прогара. Также если пробило прокладку ГБЦ, симптомы будут следующими: падение уровня ОЖ и характерный белый дым из выхлопной.
  • Дефекты на ГБЦ. Ключевую роль здесь играет не сама головка, а именно участок, что прилегает к блоку цилиндров. Если имеется деформация на одном из участков, будет ухудшаться плотность прилегания прокладки. Даже если последняя не повреждена, из-за недостаточного уплотнения антифриз попадает в масло. Данная проблема усложняется тем, что заметить ее сразу не получится. Куда уходит антифриз, если не протекает нигде? Он смешивается небольшими объемами с маслом. А обнаружить деформацию головки можно только после дефектовки. Для этого необходим специализированный инструмент. Головку ставят на ребро и металлической линейкой определяют ровность. В случае обнаружения дефекта головка шлифуется.
  • Дефекты корпуса блока. Это касается участков каналов, где циркулирует тосол. Эта проблема наиболее серьезная, так как мотор приходится снимать с автомобиля.

Что делать, если ОЖ попала в масло?

Итак, определившись с причиной возникновения проблемы, можно приступать к ремонту. Самый легкий вариант – это замена прокладки головки. Но так поступают только в случае ее прогара. Для этого снимается ГБЦ, очищается место от старой прокладки, ставится новая и затягиваются болты с соответствующим моментом. Как показывает практика, больше антифриз не попадает в масло. В таком случае расходы на ремонт будут минимальными.

Читать еще:  Какой антизапотеватель стекол лучше?

Но самый сложный этап в работе – это снятие и последующая установка головки блока. В данном случае потребуется динамометрический ключ. Закручивать болты нужно в соответствии со схемой (обычно крест-накрест). Момент затяжки индивидуален для каждого автомобиля.

Нелишней будет дефектовка головки. Если имеются изъяны на поверхности, потребуется шлифовка. Но она выполняется только на специализированном оборудовании. Здесь без помощи мастера не обойтись. В случае если головку «повело» (например, от серьезного перегрева), то шлифовка может не помочь. В такой ситуации нужна только установка новой головки. То же самое касается и блока. Если на нем имеются трещины, нужна замена блока.

Как меняется прокладка?

Рассмотрим процедуру замены на примере авто ВАЗ-2109. Для этого нам необходимо:

  • Снять корпус воздушного фильтра.
  • Отсоединить все шланги подачи топлива и провода питания.
  • Слить охлаждающую жидкость.
  • Открутить коллектор.
  • Отсоединить высоковольтные провода.

Таким образом, мы освобождаем головку от всего лишнего, чтобы при снятии ничего не мешало. Для откручивания самой головки нужен мощный вороток и шестигранник. Всего нужно открутить десять болтов. Последние вынимаются вместе с шайбами. Далее аккуратно головка поднимается вверх. Важно не перекосить ее. Сама прокладка может остаться на головке либо прилипнуть к блоку. Можно снять ее своими руками либо поддеть минусовой отверткой. Осматривается поверхность ГБЦ на предмет коррозии. Если есть ржавчина, нужно выполнить фрезеровку и шлифовку. Если все хорошо, нужно удалить следы старой прокладки. Очистив поверхность от ее остатков, обезжириваем место.

Что далее?

Устанавливаем новую прокладку. При установке нужно обратить внимание на то, чтобы прокладка совпала с направляющими, что есть на углах самого блока. Далее монтируется головка блока. Важно, чтобы при этом не сместилась прокладка. Далее затягивают болты динамометрическим ключом в три этапа:

  1. 20-25 Нм.
  2. 70-85 Нм.
  3. 120 Нм. После затягиваются болты с усилием в 140 Нм.

На следующем этапе собирается все навесное, и автомобиль будет готов к эксплуатации. При первом запуске нужно прогреть ДВС до рабочих температур, а уж после этого выполнять первую поездку.

Особенности промывки

Если антифриз попадает в масло, нужно понимать, что двигателю потребуется промывка систем. Первым делом нужно промыть круг, по которому двигается охлаждающая жидкость. Для этого нужен специальный раствор, который можно найти в автомагазинах. Средство заливается в расширительный бачок, и запускается двигатель на 10 минут. Когда включится вентилятор, можно завершать промывку.

После этого старый тосол сливается. Предварительно подготавливают тару объемом не меньше пяти литров. Дальше нужно снять масляный радиатор (если таковой предусмотрен в авто). На разных машинах он снимается по-разному. После демонтажа нужно тщательно его прочистить и установить новые уплотнители.

Далее снимается расширительный бачок. Его нужно промыть. В мотор заливается дистиллированная вода, и двигатель запускается. После прогрева двигателя нужно включить обдув салона. Печка должна проработать минут 10. Дальше двигатель глушат. Сливают жидкость. После этого уже можно заливать свежий антифриз. Иногда в системе образуется воздушная пробка. Чтобы удалить ее, нужно открыть крышку расширительного бачка и сдавливать патрубок СОД.

Обратите внимание, что промывка системы осуществляется уже после установки новой прокладки. При этом меняется и масло.

Последствия езды с пробитой прокладкой

Эксплуатировать автомобиль, где антифриз попадает в масло, запрещено. В чем причина? Сама жидкость, несмотря на свою ядовитость, не причиняет вреда мотору. Но опасность представляет этиленгликоль, который содержится в ОЖ. Если он смешивается с маслом, в результате образуются абразивные частицы. Из-за этого существует риск появления задиров.

Что происходит, когда антифриз попадает в блок цилиндров? Далее он взаимодействует с маслом, и образуются отложения в виде эмульсии. Это приводит к уменьшению диаметра каналов. Смазка и антифриз не способны нормально циркулировать. В итоге мотор работает с недостаточным давлением масла и перегревается. Также загрязняется существенно масляный фильтр.

Само масло, разбавленное ОЖ, теряет свои смазывающие и защитные свойства. Это снижает ресурс ДВС и грозит большими затратами на ремонт.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, почему антифриз попадает в масло. Как показала практика, данную проблему можно вовремя определить автовладельцу. Основные признаки – это характерный белый выхлоп и падение уровня антифриза в бачке. Если жидкость проникает в масло, последнее меняет свою структуру. Это определяется по щупу. Кроме того, подозрения могут подкрепиться мокрым электродом на свечах и характерным сладким запахом тосола на них. Мы рассмотрели причины антифриза в масле. Не стоит далее эксплуатировать подобный автомобиль. Такой двигатель легко перегревается. К тому же он будет работать с плохим маслом, которое утратило все свои положительные свойства. Стоимость ремонта будет зависеть от сути проблемы. Это может быть прокладка, головка либо блок. В последнем случае стоимость восстановления двигателя будет наиболее существенной.

Причины, последствия наличия масла в антифризе и устранение неисправности

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении и смазке деталей и узлов, подвергающихся интенсивному трению. Подобный процесс всегда сопровождается выделение тепловой энергии, которую нужно отводить – в противном случае мотору грозит перегрев. В современных автомобилях применяется жидкостная система охлаждения – в качестве хладагента используется антифриз, циркулирующий по герметичной замкнутой магистрали, включающей полости в силовом агрегате. Именно он ответственен за отвод тепла в радиатор, где тосол охлаждается под влиянием постоянно набегающего прохладного потока воздуха.

За смазку трущихся деталей отвечает моторное масло, для которого предусмотрены свои каналы подачи в двигатель, не пересекающиеся с системой охлаждения.

Но это при отсутствии различных дефектов и неисправностей, которые могут привести к потере герметичности одной из систем, и в некоторых случаях это оборачивается разбавлением одной технической жидкости другой.

Неприятности такого рода представляют большую опасность для двигателя – если вовремя не обнаружить и не начать работать над их устранением, дело может закончиться дорогостоящим капремонтом мотора.

Именно поэтому каждый водитель должен уметь диагностировать данную проблему. Устранение же причин попадания масла в ОЖ может потребовать наличия немалого опыта самостоятельного ремонта силового агрегата. И если автовладелец опытен и умел – справиться с задачей вполне можно и своими силами, сэкономив таким образом немалые средства.

Но перед тем, как научиться определять, что охлаждающая жидкость загрязнилась смазочной, мы опишем, почему так происходит – это поможет нам в будущем избегать возникновения подобных проблем.

Причины попадания ММ в антифриз

Как и в случае со многими другими неисправностями, относящимися к работе двигателя или его систем, причин неполадок может быть несколько. В данном случае причин наличия масла в антифризе – около десятка:

  • повреждение прокладки между БЦ и ГБЦ;
  • сквозная коррозия гильз;
  • появление на поверхности головки БЦ микротрещин;
  • механические дефекты масляного радиатора;
  • неисправности радиаторов (охлаждения/отопления);
  • нарушение целостности прокладки теплообменника;
  • тепловые/механические деформации ГБЦ;
  • наличие трещин в расширительном бачке/пробке;
  • износ водяного насоса;
  • изношенность патрубков системы смазки.

Несколько больше вероятность попадания масла в антифриз у автомобилей с турбированных дизельным двигателем из-за наличия интеркулера (этим термином обозначается дополнительный радиатор, предназначенный для охлаждения турбины). Здесь добавляется ещё несколько причин:

  • дефекты маслопровода;
  • физический износ/засорения воздуховода;
  • трещины/дырки на самом радиаторе;
  • полностью забитый маслофильтр;
  • нарушена вентиляция картера.

Рассмотрим более подробно некоторые из указанных причин.

Так, к повреждению прокладки ГБЦ приводит неправильный её монтаж – например, использование усилия сверх нормативного, или неравномерная затяжка. В этом случае обычно масло попадает в систему охлаждения, а не наоборот, поскольку давление в системе смазки больше.

Трещины на ГБЦ – явление относительно редкое, как правило – результат некачественного ремонта (имеется в виду сварка). Иногда встречается заводской брак – внутренняя часть головки имеет достаточно сложную пространственную структуру с множеством стенок, толщина которых разная. Некачественное литье оставляет в стенках головки пустоты, которые со временем покрываются микротрещинами, в результате чего обе технические жидкости начинают смешиваться. Чаще всего подобные дефекты возникают в каналах, находящихся за клапанами, а также в перемычках, расположенных между технологичными отверстиями для форсунок и/или сёдел.

Ещё одной причиной появления микротрещин в ГБЦ является банальный перегрев двигателя как результата ухудшения теплообмена, при неправильно выставленном зажигании или проблем в функционировании топливной системы. Дефекты из-за температурного воздействия появляются в отверстиях для стаканов форсунок, распылителей и других самых тонких местах головки.

Использование некачественного антифриза, а также привычка заливать на лето в систему охлаждения воду – причина кавитации гильз, в результате чего их стенки разрушаются с образованием микроотверстий, через которые и происходит обмен техническими жидкостями.

Эти же действия могут стать причиной повреждения стенок радиаторов (воздушного и отопителя).

Независимо от причин попадания в моторное масло тосола обе системы следует промыть (разумеется, после устранения причины смешивания ОЖ и ММ).

Многие водители в силу недостаточного опыта или наличия знаний, полученных сомнительным путём, убеждены, что попадание тосола в масло – явление не то чтобы рутинное, но не приносящее особого вреда силовому агрегату.

Мы обязательно расскажем, можно ли ездить, если масло попало в антифриз или наоборот, чтобы поставить точку в этом вопросе.

Читать еще:  Очки водителя какие лучше?

Последствия смешивания антифриза и моторного масла

Хотя масло и относится к жидкостям, вода в нём отсутствует – только минеральные компоненты и добавки. Именно этот факт и обеспечивает отсутствие коррозионных процессов в смазываемых местах. Но достаточно ничтожного количества воды, чтобы запустить процесс окисления поверхности смазываемого металла. Если вовремя обнаружить эту неисправность и устранить её в оперативном режиме, серьёзных последствий удастся избежать, за исключением небольшой выработки. Но если вода воздействует на втулки коленвала/распредвала и другие узлы двигателя длительное время, их быстрый износ неизбежен.

В авто с дизельными моторами попадание ОЖ в масло чревато коррозией стенок цилиндра, появлением дефектов, затрудняющих движение поршней. При самом негативном сценарии это грозит заклиниванием двигателя и его сложным и дорогостоящим ремонтом.

Не забываем и о том, что в результате воздействия на смазочную жидкость этиленгликоля, составляющего основу современных антифризов, вязкость ММ снижается, ухудшая тягу мотора и увеличивая скорость его износа, а вязкость антифриза, наоборот, возрастает, затрудняя циркуляцию хладагента по магистралям системы охлаждения.

Не стоит объяснять, чем чреваты подобные варианты. Что хуже всего, зачастую ухудшение характеристик силового агрегата происходит настолько медленно, что длительное время может оставаться незамеченным, а когда автовладелец всё-таки замечает неладное, исправить ситуацию без проведения восстановительных работ уже нельзя.

Нельзя не отметить ещё одно неприятное следствие смешивания технических жидкостей. Если масло уходит в антифриз (а мы уже отмечали, что из-за большего давления в системе смазки вероятность именно такого направления смешивания всегда высока), появляются более подходящие условия для усиленного сажеобразования. В этом случае микроскопические частички несгоревших остатков антифриза (а это многочисленные присадки и добавки) оседают на внутренних поверхностях двигателя, приводя к его закоксовыванию. Сильно страдает и маслофильтр, забиваясь и снижая давление масла в системе.

Простая замена фильтра малоэффективна, поскольку ресурс нового фильтровального элемента окажется гораздо меньшим, чем в норме. Так что без оперативного устранения причин смешивания масла и антифриза не обойтись. Но и этого будет мало – придётся заниматься промывкой обоих систем, а это процедура затратная. И по деньгам, и по времени, и по затраченным усилиям.

Так что если вы заметили симптомы, указывающие на присутствие в тосоле смазывающей жидкости, не стоит оставлять решение проблемы на потом – может оказаться поздно.

Способы диагностики смешения техжидкостей

Если вы достаточно регулярно проверяете уровень масла, используя щуп, то наверняка бросаете взгляд и на расширительный бачок, дабы убедиться в отсутствии течи антифриза. Подобная аккуратность – огромный плюс, поскольку вы не оставите незамеченным любые аномальные состояния. Например, понижение уровня масла и повышения ОЖ, что свидетельствует о наличии разгерметизации и разбавления масла тосолом. Обратное явление (увеличение уровня ММ при одновременном исчезновении жидкости из расширительного бачка) будет сигнализировать о проникновении масла в тосол. Об этом же вам расскажет появление маслянистых пятен в районе заливной горловины на радиаторе и на пробке расширительного бачка.

Существуют и другие симптомы, указывающие на то, что масло гонит в тосол:

  • изменение цвета выхлопа из практически прозрачного на густой белый. Летом это точный признак наличия в выхлопе водяной пары. Зимой она может появиться в трубе по естественным причинам;
  • если при осмотре силового агрегата в месте состыковки БЦ и головки имеются хорошо различимые подтёки;
  • если на масляном щупе появились следы белой эмульсии;
  • в бачке антифриза присутствует масло, если охлаждающая жидкость становится тёмной.

Нельзя не упомянуть ещё об одном, достаточно экзотичном, но часто цитируемом способе обнаружения смешивания двух технических жидкостей: если намочить бумагу в тосоле, в котором присутствует ММ, она загорится. Чистый антифриз из-за достаточно высокой концентрации воды – жидкость негорючая.

При выполнении операции замены масла обычно меняют и фильтр. Так вот, если в смазывающей жидкости присутствует антифриз, поверхность фильтрующего элемента будет усеяна маленькими плотными шариками, размер которых не позволяет им просачиваться через этот барьер. Это – результат выпадения в осадок присадок в обеих жидкостях, которые полностью растворимы в родной среде, но при смешивании теряющих свои молекулярные свойства. Впрочем, подобные образования формируются во всей магистрали, особенно интенсивно – в месте течи. Так что они вполне могут проникать в систему смазки, оказывая выраженное абразивное воздействие на подшипники и ЦПГ.

Если такая утечка образовалась в масляной магистрали БЦ/ГБЦ, локализовать её будет затруднительно, поскольку для этого придётся демонтировать силовой агрегат. Но и этого мало: чтобы определить неисправность, блок цилиндров следует подвергнуть опрессовке на специальном стенде с погружением детали в воду закачкой воздуха под давлением. Появившиеся пузырьки воздуха и укажут на место, где ОЖ попадает в масло (или наоборот).

Наши умельцы умеют «лечить» такую неисправность, причём разными способами:

  1. Электросваркой. Потребуется сначала засверлить обнаруженные трещины – это воспрепятствует их дальнейшему распространению (подобный приём известен в отношении лобового стекала), затем зашлифовать обработанное место. Далее разогреваем участок блока до температуры порядка 600 градусов и используем в качестве материала для заделывания трещин вместе с флюсом медно-чугунный присадочный прут диаметром 4-5 мм. В результате на месте трещины образуется шов, который не должен выступать над поверхностью более чем на 2 миллиметра.
  2. Электродуговой сваркой. Здесь предварительный разогрев участка БЦ не требуется, а в качестве присадки используется электронная проволока. Важно при проведении сварочных работ не допускать нагрева материала свыше 60°С.
  3. Можно использовать для заделки трещин ацетиленовую горелку, при этом головка подвергается термическому нагреву до 200 градусов, а сама сварка производится постоянным током. Толщину электрода выбираем в зависимости от размеров трещины.
  4. Приварка к трещине заплаты потребует поиска тонкого металла, размер которого сопоставим с длиной и толщиной заделываемой трещины. Технология нанесения заплатки несложна: наматываем жестянку на медный электрод и начинаем приваривать её к трещине. Финальная обработка – шлифовка и покрытие слоем эпоксидки.
  5. Использование эпоксидного клея предполагает просверливание концов трещин и установкой в отверстия медных заглушек. По периметру трещины с обеих сторон нужно пройтись твёрдым инструментом для образования насечек. Затем поверхность тщательно обезжириваем, прогреваем до 80°С и наносим эпоксидку в несколько слоёв. Высыхание клея длится не менее суток при комнатной температуре.

При повреждении масляной магистрали народные умельцы вставляют внутрь металлическую трубку. Полезность такого ремонта весьма сомнительна, поскольку мы добиваемся восстановления герметичности за счёт уменьшения пропускной способности системы смазки.

Масло в антифризе – неприятные последствия для двигателя

Попадание масла в охлаждающую жидкость – довольно распространенное явление для автомобилей отечественного и иностранного производства. Решить проблему и определить причины, по которым хладагент «страдает» от попадания масла, можно разными способами. Расскажем, как это сделать и как предотвратить негативные последствия для двигателя.

1 Возможные причины появления масла в антифризе

Иногда автовладелец решает проверить уровень жидкости в расширительном бачке и замечает, что ее цвет и консистенция изменились, а на пробке или горловине есть остатки маслянистой жидкости. Все это указывает на одно – моторное масло постепенно пошло в хладагент автомобиля, а значит, эту проблему необходимо решать в срочном порядке.

Она представляет большую опасность для различных систем двигателя, так как масло и антифриз – абсолютно разные жидкости с разным предназначением, а системы, по которым они циркулируют, полностью герметичны и не зависят друг от друга. Следовательно, первой причиной, по которой антифриз стал разбавляться масляной жидкостью, является разгерметизация определенных элементов в системе, и чаще всего это указывает на:

  • проблемы в работе масляного радиатора,
  • неисправность головки блока цилиндров,
  • износ патрубков системы охлаждения двигателем,
  • выход из строя прокладки теплообменника,
  • трещину в расширительном бачке,
  • коррозию гильз головки блока цилиндров,
  • выход из строя водяного насоса.

Как только в системе охлаждения происходит разгерметизация патрубков и прокладок системы, масло сразу начнет просачиваться в антифриз. Иногда попадание масла в охлаждающую жидкость может быть вызвано некачественным антифризом, который не соответствует конкретной модели автомобиля. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать только качественную жидкость охлаждения и не смешивать два различных вида антифриза, чтобы избежать неприятных последствий.

2 Что будет, если вовремя не устранить неисправность?

Проблема может также заключаться в поломке маслоохладительного механизма. Он необходим для того, чтобы постоянно поддерживать нормальную рабочую температуру смазывающей жидкости, но иногда патрубки системы могут повреждаться и тогда масло постепенно просачивается в систему охлаждения. Первый признак такой поломки – появление масляных пузырьков в расширительном бачке и изменение цвета жидкости. Для устранения проблемы достаточно заменить патрубки на новые, промыть всю систему охлаждения, заменить хладагент и залить в двигатель новое масло, возможно, после этого проблема исчезнет.

По статистике более 50 % всех отказов двигателей (особенно дизеля), происходят как раз из-за смешивания масла и антифриза. Примечательно, что дизель больше всего подвержен загрязнениям, когда двигатель автомобиля в нерабочем состоянии. Во время охлаждения дизель загрязняется в результате термических деформаций головки блока цилиндров и, как следствие, смещения уплотнителей и прокладок. Так как охлаждающая жидкость остывает под большим давлением, чем масло, все это приводит к постепенному попаданию одного в другое и наоборот.

Еще одной частой причиной того, что масло пошло в систему охлаждения, является химическое и механическое повреждение гильзы в результате кавитации. Она возникает в результате сильнейших вибраций во время движения поршней, а также сгорания и сжатия. Энергия от вибрации пробивает защитную пленку на стенках гильзы, которая образуется под действием присадок в современных охладительных жидкостях.

Читать еще:  Не залили бензин на заправке что делать?

Речь идет о таких присадках, как молибдены, фосфаты или нитрит натрия. Они добавляются в жидкость как раз для того, чтобы восстанавливать защитный оксидный слой на стенках гильзы, тем самым предотвращая прогрессирование химического воздействия. Концентрация этих присадок в хладагенте очень важна, ее недостаточность только ускорит процесс химического воздействия и деформации, при избытке же возникает риск коррозии металлической поверхности. Именно поэтому для двигателя рекомендуется использовать только качественные и однородные хладагенты, без смешивания, с нормальной концентрацией защитных присадок.

3 Последствия смешивания масла и антифриза в системе двигателя

Так как антифриз состоит на 70 % из активного спирта этилен- или пропиленгликоля, то при смешивании его масла происходит нежелательная химическая реакция. В нее вступают присадки масла и присадки антифриза, так как последний не способен растворяться в минеральной среде. Особенно усугубляется положение тем, что в составе хладагента присутствует водный раствор, что вкупе со свойствами гликоля приводит к загрязнению важных частей системы двигателя – неважно, дизель это или бензин. Хотя, как показывает практика, в первом случае последствия могут быть более плачевными ввиду особенности строения и работы дизельного двигателя. Как правило, из-за попадания масла в охладитель подшипники становятся угольного цвета и др. Однако, визуально определить это может только профессиональный механик или человек, хорошо разбирающийся в строении двигателя.

Самое опасное и неприятное последствие, которое можно ожидать, если масло попадает в антифриз на дизельных двигателях – это заклинивание системы.

Это вызывается сильной коррозией стенок стакана (гильзы) цилиндра, что приводит к попаданию в камеру сгорания определенного количества антифриза, особенно на неработающем моторе. В результате при запуске двигателя плотность охлаждающей жидкости будет недостаточной, двигатель начнет «задыхаться» и попросту заклинит, а это уже приведет к необходимости серьезного ремонта.

Смешивание этиленгликоля и присадок, которые содержатся в синтетическом или минеральном смазывающем материале, приводит к образованию большого количества кислот, которые вызывают коррозию металлических элементов двигателя. В результате страдают подшипники и другие фрикционные поверхности, кроме того, длительная реакция может привести к слипанию моторного масла.

Еще одним неприятным последствием, которое часто наблюдается, если масло пошло в охладитель – это нарушение дисперсии и засорение масляного фильтра. Смешивание хладагента с чем-либо приводит к реакции, в результате которой образуется сажа, а это вызывает осадок на клапанных коробках, механизмах, кольцевых каналах и т. д.

В результате этого загрязняется масляный фильтр, который необходимо менять, но только после устранения протечки антифриза и полной промывки системы специальными моющими средствами (при замене масла около 10 % остается на картерном поддоне, либо на различных внутренних поверхностях деталей двигателя). Если этого не сделать, присадки «свежего» масла только усилят реакцию и отложение осадка и новый фильтр загрязнится уже через несколько дней. И, конечно, масло в антифризе существенно повышает свойства вязкости, что приводит к непропорциональному течению первого в системе и нарушению работы различных фрикционных деталей.

4 Способы определения протечки масла и антифриза

Рассмотрим наиболее распространенные признаки протечки масла и антифриза:

  • густой белый дым из выхлопной трубы,
  • липкие, «майонезной» консистенции отложения на масляном фильтре,
  • изменение цвета масла на щупе или охлаждающей жидкости в бачке,
  • пробой прокладки ГБЦ (нужно заменить прокладку и сделать ремонт блока),
  • коррозия гильз цилиндров (нужно установить новые гильзы и сделать токарную расточку блока),
  • уменьшение уровня охлаждающей жидкости.

Иногда необходимо замерить количество хладагента, которое уходит из системы, и проверить уровень масла по щупу. Если потери незначительные, возможно, причина довольно проста и кроется в микротрещинах на шлангах и патрубках; утечке в местах соединения магистрали или невысоком нарушении герметичности в теплообменнике.

Иногда трудно самостоятельно сказать точно, почему масло в антифризе, тогда лучше обратиться в специализированный сервис. Как правило, для выявления протечки используется специальная светящаяся добавка. С ее помощью специалисты определяют точное место трещин, разгерметизации и т. д. Если это не помогает, то поэтапно разбирается вся система охлаждения и некоторые детали двигателя, каждая из которых диагностируется на возможные неисправности.

Самое главное, всегда держать двигатель автомобиля в чистоте и порядке – менять масло и охлаждающую жидкость по графику, регулярно проверять уровень масла, «чистоту» жидкости и делать профилактическое ТО.

Масло попало в антифриз — как действовать, причины и признаки, можно ли ездить

Иногда, во время инспектирования уровня антифриза в системе, водитель наблюдает изменение цвета хладогена. Если вы увидели пузырьки, бурый оттенок, а на пробке бачка следы масла, то поздравляю, у вас неприятные проблемы. В масло попал антифриз. Проблема имеет и другие признаки, но важно знать не только это, но и в чем причина неполадки.

Когда я столкнулся с подобным нарушением, первое, что меня интересовало – можно ли ездить на автомобиле. В общем, если неприятность все-таки возникла, информация, представленная в моем обзоре, будет очень полезной.

Главные признаки, указывающие, что в антифриз попало масло

Самым главным признаком появления масла в антифризе, является изменение цвета жидкости. Кроме того, в хладогене появляются пузырьки. Если на горловине расширительного бачка явно наблюдаются следы масла, то можно с уверенностью сказать – в тосольную жидкость просочилось масло. Если указанные признаки не убедили, то имеются и другие симптомы:

  • уровень охлаждающей жидкости в бачке снизился;
  • из выхлопной трубы стал появляться белый дым;
  • цвет масла на щупе существенно изменился.

Два из указанных показателей проверяются при помощи специального щупа. Если утечки визуально не наблюдается, значит, причины могут быть совсем в другом. Иногда на присутствие в антифризе масла, указывает состояние свечей. Элементы будут влажными и приобретут сладковатый запах.

Причины возникновения такой ситуации

Сразу скажу, что масло попадает в антифриз не случайно. Между собой системы совершенно не связаны, герметичны. При исправности каждой, смешивание жидкостей исключено.

Если подобная проблема возникла, то значит, тому есть причина. Из возможных причин неисправности, можно выделить:

  • появление трещин или коррозии на головке блока цилиндра;
  • нарушение в работе масляного радиатора;
  • износ помпы;
  • микротрещины в расширительном бачке;
  • износ прокладок в теплообменнике;
  • из строя вышли патрубки системы или системы охлаждения.

К сожалению, не всегда место протечки масляной жидкости или антифриза можно найти самостоятельно. Причины тоже могут быть далеко не такими, как указано. Самый лучший вариант – это обращение с проблемой в сервисный центр.

Какие последствия может иметь нарушение?

Попадание масла в хладоген очень неприятно. Последствия у такого нарушения могут быть очень серьезными. В дальнейшем потребуется серьезный ремонт и придется потратить немало времени на восстановление работоспособности автомобиля. В качестве последствий нарушения можно отметить:

  • быстрый и полный износ подшипников;
  • заклинивание мотора. Такая поломка нередко наблюдается в дизелях;
  • загрязнение масляного фильтра.

При смешивании масла с антифризом, возникает реакция между веществами. Появляется коррозия в моторе, а подшипники начинают тереться о другие детали. Серьезная нагрузка на все элементы системы приводит к быстрой поломке транспортного средства. На деталях может оседать сажа, в дальнейшем попадающая в фильтр, что тоже приводит к поломке. Ездить на таком автомобиле нельзя, а лучше, как можно быстрее заняться ремонтом.

Как устранить проблему?

Есть несколько способов, позволяющих справиться с проблемой. Некоторые манипуляции очень сложные и для их решения стоит обратиться в СТО, а некоторые легко выполнить самостоятельно. Решение проблемы можно заключаться в таких действиях:

  1. Прогоревшую прокладку можно легко заменить. Сделать это вполне по силам в домашних условиях. Правда, здесь придется снимать головку блока и иметь под рукой динамометрический ключ.
  2. Выполнить шлифовку головки блока. Это доступно только при незначительных деформациях. Если ГБЦ серьезно «повело», то ее придется менять.
  3. Выполнение или замены блока цилиндра.

Две крайних операции своими руками не выполнить. Для этого потребуется серьезное оборудование. Привлечь к работе лучше мастера. Важно помнить, что «самолечение» может привести к настоящей проблеме и к другим повреждениям.

Как предупредить возникновение неисправности?

Избежать поломки можно, если учитывать советы и рекомендации по использованию антифриза. Самым первым правилом является то, что категорически нельзя доливать антифриз в бак, если он с уже использованным составом не совместим. Обязательно нужно выполнить все рекомендации производителя, в отношении используемых материалов.

Мастера советуют регулярно производить работы по обслуживанию автомобиля. Нужно внимательно следить, как себя ведет машина, какие появляются симптомы. Когда возникли признаки, указывающие на нарушение, необходимо не продолжать ездить на машине, а приступать к ремонту.

Поскольку ремонт может потребоваться достаточно серьезный, лучше сразу обращаться к знающим людям. Специалисты быстро отыщут протечку и смогут определить причины. Ремонт мастера тоже смогут произвести более качественно. В СТО есть нужное оборудование, и помещение для ремонтных работ подходит.

Заключение

Заканчивая представленный материал, можно сделать несколько выводов:

  1. Попадание масла в антифриз – это серьезная неприятность для водителя. Ремонтные работы важно производить не откладывая, поскольку это может навредить транспортному средству.
  2. Есть признаки, позволяющие определить возникновение неполадки. По этим симптомам легко можно определить причину и приступить к ремонту системы.
  3. Исправить ситуацию самостоятельно не всегда возможно. Для этого необходимо специальное помещение и оборудование. Лучше не откладывать, а сразу же обратиться к опытному мастеру в СТО.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector