Подсветка приборной панели светодиодами: замена и регулировка ламп на щитке
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Подсветка приборной панели светодиодами: замена и регулировка ламп на щитке

Chevrolet Lumina APV LS V6 3.8L «Черепаха» › Бортжурнал › Замена Лампочек Подсветки Приборов На Светодиоды

Всем привет!
Продолжая разбираться с автомобилем нашел хорошую вещь — Димер яркости подсветки. Очень удобно — можно регулировать яркость приборной панели, яркость подсветки магнитолы и управления климатической системой, или просто включить весь свет в салоне. Но, так как автомобилю уже 23 года, подсветка приборов оставляет желать лучшего (лампы светят теплым желто-оранжевым светом).
Яркость подсветки приборной панели изменяется от НИКАКОЙ до ЕЛЕ ЗАМЕТНОЙ.
В интернете нашел рекламную картинку 1994 года, на которой показано как должно светить :

сравнил со своей подсветкой и понял — надо что то делать, так больше жить нельзя!)))

Решил заменить старые лампочки на светодиодные. Разобрал панель, выкрутил, для образца, одну лампочку вместе с патроном. Собрал панель обратно. Через пару дней заехал в магазин Автосвет, и купил 5 самых простых и недорогих светодиодных лампочек бело-лунного цвета (по 50 руб за шт.).

Вы спросите: — почему 5 светодиодов?
Я отвечу: — потому что в приборной панели 4 лампочки подсветки, а светодиодов я купил 5 потому что просто ошибся/обсчитался)) Да, бывает!) Ну да ладно, пригодится, оставлю про запас.

Для замены лампочек в приборной панели необходимо снять верхний козырек приборной панели. Для этого нам понадобится некоторый инструмент:
— набор головок.
— отвертки (2 шт).
— запас терпения.

Верхняя часть приборной панели снимается очень легко, нужно открутить 4 винта:
— 2 винта сверху, ближе к воздуховоду. Понадобится головка на 7 мм.

— и 2 винта снизу, по краям панели, под блоками управления светом и задним стеклоочистителем. Понадобится крестовая (фигурная) отвертка.

Затем приподнимаем козырек приборной панели и все, доступ к панели приборов открыт!

Блок управления светом и блок управления задним стеклоочистителем можно отсоединить, для удобства, или просто отодвинуть к стеклу (блоки управления подключены длинным шлейфом проводов).
Сама приборная панель крепится 4 болтами (головка на 7 мм) — 2 сверху и 2 снизу (до меня их уже кто-то потерял — их очень неудобно откручивать, мало места).

Откручиваем винты крепления панели приборов. Главное быть аккуратным при извлечении приборной панели — она соединена тросиком с селектором КПП, отсоединить который у меня не вышло(((( Пришлось производить замену ламп на месте.

Выкрутив старые лампы подсветки выяснилось — 2 лампы уже менялись, а 2 остались старые, оригинал 1994 года выпуска!)

От времени пластиковые патроны ламп немного подгорели (видно на фото), но все еще остались в отличном состоянии, их менять не стал.
Патрон крепится к приборной панели очень просто и легко — нужно вывернуть из посадочного гнезда на четверть оборота и все!

Заодно нашел где находится лампочка Service Engine, даже подумывал ее выкрутить, что бы не раздражала своим постоянным горением, но не стал этого делать!)
Самое сложное при замене ламп на светодиоды было:
1 — вынуть старые лампочки из патрона! Проводки контактов пригорели к контактам патрона, пришлось долго отковыривать маленькой отверткой.
2 — запихнуть проводки светодиода в прорезь патрона и соединить контакты, на каждый светодиод ушло минут по 10.
Заодно решил снять стекло приборной панели и промыть его. Стекло крепится 4 винтами (головка на 4 мм).

Помыл стекло, протер пыль на самой приборной панели. Стало лучше видно!)

Далее — собираем все в обратной последовательности. Главное — что бы не оставалось «лишних» деталей!)

И вот, собственно, сам результат:

Подсветка стала ярче, более приятная глазу (на фото не так заметно, как живьем). Димер со светодиодами работает отлично (на мое большое удивление), минимальная яркость светодиодов такая же, как максимальная яркость старых ламп!)
Осталось только разобраться с подсветкой положения селектора КПП, т.к. в той части приборной панели существенных изменений не произошло — подсветка все равно тускловата. И места для ламп подсветки там, почему то, не предусмотрено?!

Спасибо за внимание, Удачи на Дорогах!)

Цена вопроса: 250 ₽ Пробег: 152 430 миль

Chevrolet Lumina APV 1994, двигатель бензиновый 3.8 л., 175 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

Chevrolet Lumina, 1991

Chevrolet Lumina, 1995

Chevrolet Lumina, 1997

Chevrolet Lumina, 1994

Смотрите также

Комментарии 2

Хороший отчет!
От себя могу добавить — проделывал это на своем авто, когда-то стояла именно такая приборная панель. К сожалению, добиться от нее свечения, как на рекламке 94 года не удастся, потому как само табло непрозрачное и подсвечивается лишь сверху, как на ВАЗ-2101. Для лучшего эффекта нужно удалить световод, лампочки, а вместо всего этого вклеить СД-ленту. Клеить ее нужно между стеклом и табло, направив на табло. Придется повозиться, чтобы и ленту видно не было и светила куда надо, зато результатом будет практически равномерное залитие светом всей поверхности циферблатов.

Как идею могу предложить купить RGB-ленту и внедрить ее в приборную панель, в подсветку кнопок климата, в штатную магнитолу, и т.д. Придется провести несколько лишних проводов, зато на выходе можно получить подсветку всего и вся любым цветом, по настроению. В блоке климата я тоже ставил светодиоды и в штатную магнитолу. Удается добиться более ровного свечения, чем от лампочек.

Тросик отсоединяется от рулевой колонки, там примитивнейший механизм, типа клипсы пружинной. Чтобы до нее добраться, нужно снять пластик, у коленей водителя, куда рулевая колонка входит. Тогда можно будет панель снять целиком, унести домой и там экспериментировать. Потом нужно будет настроить положение клипсы, чтобы точно показывало положение селектора.

Спасибо!
Пока так буду ездить, особо нет времени на эксперименты… единственное — хочу поставить доп. светодиод внизу приборной панели (там есть отверстие) что бы подсветить табло режима селектора КПП, а то там все равно тускло очень. Только теперь уже буду тросик АКПП отсоединять! (Спасибо за подсказку как его снять!)
На счет замены подсветки климата и магнитолы — хорошая идея! Все равно хотел разобрать центральную консоль приборной панели (где климат, магнитола…) — нужно прикуриватель закрепить (люфтит и прокручивается)… да и, заодно, почистить как следует весь пластик в салоне!))) Но это уже ближе к лету, когда будет тепло!

Читать еще:  Подробная инструкция по замеру показателя давления в гидроусилителе руля

Как самостоятельно сделать подсветку панели приборов в автомобиле светодиодами

Чего только не предпринимают автолюбители для того, чтобы их автомобиль стал более удобным и необычным. Некоторые автовладельцы тратят большие деньги на профессиональный тюнинг приборной панели. А некоторые мастера предпочитают сделать его самостоятельно. Такой тюнинг выполнить достаточно просто. Для того чтобы заменить обычные лампочки на светоизлучающие диоды (СИД), не нужно иметь специальных знаний и умений. Как сделать светодиодную подсветку панели приборов в автомобиле своими руками — мы сейчас вам и расскажем.

Разбираем консоль

Первоначально необходимо разобрать приборную панель: снимаем защитное стекло, затем стрелочки, но учтите, что они очень хрупкие, и чтобы их не повредить, лучше подсуньте под отвёртку плотную бумагу, много усилий прикладывать не требуется.

А для снятия подложки приборной панели вам потребуется нож, с его помощью необходимо прорезать слой герметика по всему периметру.

После снятия «обложки» ножом аккуратно сцарапать светофильтр, он представляет собой специальную краску. После чего это место обезжирить при помощи ацетона или спирта.

Меняем подсветку

Первым что следует поменять — это подсветка одометра (показывает пройденный путь). Снимаем экран и удаляем защищающую его плёнку, убираем лампочку, а на её место ставим светодиод. Можно поэкспериментировать и поставить многоцветный СИД, в будущем выбирать цвет можно будет по настроению. После замены экран одометра ставим на место.

Меняем свет консоли полностью

Заменяем все оставшиеся лампочки на приборной панели новыми СИДами. Можно так же, как и в случае с одометром, выбрать многоцветные.

Если вы выбрали светодиоды для подсветки панели приборов многоцветные, то дополнительно потребуется установка переключателя цвета. Удобнее его расположить с правой стороны от руля, но вы можете реализовать и свой вариант.

Как сделать подсветку стрелок приборной панели

Важное значение имеет цвет стрелок спидометра и тахометра. Если они белого цвета, то можно оставить их так, как есть. А если же нет, то необходимо при помощи ножа удалить старую краску и обработать их спиртом, после чего покрасить их лаком белого цвета или обычной краской.

Цвет стрелочки должен быть белым, потому что только он передаёт всю гамму светодиодов.

Можно постараться и сделать подсветку стрелок отдельно. Для этого необходимы светодиоды диаметром 3 мм на 12 В.

Важно! В сети авто напряжение составляет 12 В, если светодиоды рассчитаны на меньшее значение, то нельзя их подключать напрямую. Следует подключать их через стабилизатор.

Если диаметр светодиодов будет больше, то придётся делать под них дополнительные отверстия.

Светодиоды рекомендуются располагать или по всей шкале, или напротив тех значений, возле которых стрелочка чаще всего находится.

Схемы плавного включения подсветки

Чтобы сделать плавное включение подсветки шкалы и стрелочек, необходимо затратить немного усилий, а если конкретно, то перепаять схему.

Ниже представлены две схемы, в первом случае — приборная панель, а затем — стрелочки. Схемы можно реализовать на небольших кусочках монтажной платы, которая продаётся в магазинах радиодеталей.

Учтите один важный фактор, если светодиоды будут отличаться по мощности, то они будут загораться не одновременно, одни с опережением, другие с опозданием, но в общем включение подсветки будет плавным. Также это относится к светодиодам на шкале.

Собираем

Когда всё готово, начинаем потихоньку собирать консоль. Первым делом устанавливаем подложку. Наносим на тыльную сторону герметик и приклеиваем к панели.

Затем ставим на свои места стрелочки и защитное стекло. После модернизации щиток приборов смотрится ярко и необычно.

Светодиодная подсветка выглядит не только необычно и ярко, но является ещё и хорошим дополнением авто в плане экономии, которое помогает экономить заряд аккумулятора, так как светодиод потребляют на 80% меньше энергии, чем обычная лампочка.

Тюнинг ВАЗ 2109

В этой статье рассмотрим, как улучшить внешний вид панели приборов, изменив по своему усмотрению яркость и цвет подсветки шкал приборов и кнопок, так как по этим параметрам штатная панель приборов ВАЗ 2109 устраивает далеко не всех владельцев этих авто. Для этого будем устанавливать вместо обычных лампочек накаливания, используемых в подсветке панели приборов светодиоды. Они имеют более яркое свечение и могут быть разных цветов, которые можно выбрать по своему усмотрению. Стандартные цвета белый, красный, зеленый, синий, еще встречается фиолетовый. Обратите внимание, что для подсветки кнопок используются светодиоды с обычным цоколем как у лампочки, а для подсветки комбинации приборов необходимо установить такой светодиод в специальный патрон, потребуется пайка. Но можно приобрести и готовый светодиод уже смонтированный в патроне.

Светодиод для подсветки панели приборов (слева) и кнопок (справа)

Кроме того, в продаже имеются светодиоды имеющие точечное свечение, когда свет диода узко направлен только в одном направлении (вперед), и светодиоды, имеющие рассеянное свечение, которое достигается особой формой линзы светодиода. Какой вам предпочтительнее, выбирайте сами. Итак, приступаем.

Подсветка консоли управления отопителем (печкой).

Снимаем пластиковые ручки рычажков управления заслонками печки. Снимаем стекло блока управления печкой, подцепив его ножом. Делаем из фольги отражатель и закрепляем его под стеклом блока управления печкой ВАЗ 2109. Если его не изготовить, подсветка консоли будет сосредоточена только в месте установки светодиода подсветки рядом с ручкой управления скоростью вентилятора печки, и будет уменьшаться в сторону противоположной области, что выглядит не слишком привлекательно.

Читать еще:  Самостоятельная замена ремня грм daewoo matiz: инструкции, фото и видео

Затем откручиваем нижнюю часть центральной консоли (бороду), извлекаем патрон с лампой подсветки блока управления печкой и меняем лампу на светодиод. Собираем все в обратном порядке.

Надо отметить, что при простой замене лампы подсветки на светодиодную, несмотря на все ухищрения, полностью равномерную подсветку панели управления отопителем получить не удастся. Хотя это все лучше, чем штатная подсветка.

Для окончательной доработки подсветки этого узла лучше всего наклеить на дно светодиодную ленту длиной 10 см, к ее контактам припаять 2 провода (плюс и минус), а провода подключить к патрону лампы подсветки этого узла. Только действуйте аккуратно, не оставляйте неизолированных участков проводов во избежание короткого замыкания!

Светодиодная лента для подсветки панели управления отопителем

Теперь подсветка панели управления отопителем светится ярко и равномерно по всей площади. Причем подсветка эта заметна и днем, и ночью.

Подсветка с помощью LED-ленты

Так выглядит подсветка днем

Однако, если в светлое время суток с подсветкой все здорово, то при наступлении темноты я понял, что яркость такой подсветки для меня избыточна, и неплохо бы сделать ее немного менее яркой. Можно конечно регулировать яркость всей подсветки панели приборов с помощью соответствующего регулятора слева от руля, но яркость остальных ламп подсветки панели приборов меня устраивала, поэтому я поступил по другому. Берем черный маркер, и закрашиваем им покрытие над светодиодами (LED-полоска у меня изолированная) до желаемого уровня светопропускания — и проблема избыточной яркости решена. На фото выше приведен уже доработанный таким образом вариант подсветки. Можно также накрыть светодиодную ленту кусочком тонировочной пленки, эффект будет тот же.

Подсветка кнопок на панели приборов.

Процедура крайне незатейлива: извлекаем кнопку из панели, поддевая отверткой (аккуратно), разбираем её, достаем установленную в ней лампочку, устанавливаем в нее светодиод понравившегося цвета, извлекаем светофильтр и все собираем обратно. Вот как выглядит результат доработки: кнопки и комбинация приборов светятся ярко-белым светом.

А так выглядит белая подсветка днем:

Можно и не вынимать из кнопки светофильтр, а наоборот, подбором светофильтра создать подходящую яркость и цвет свечения кнопки. На моем автомобиле подсветка кнопки обогрева заднего стекла оранжевая, кнопки включения противотуманок светится бирюзовым цветом. Бирюзовый цвет получился в результате свечения белого светодиода сквозь зеленый светофильтр.

Подсветка кнопки аварийной сигнализации на иномарочный манер сделана красной.

Светодиодная подсветка комбинации приборов.

Нам понадобятся 3 светодиода в патроне, двусторонний скотч и фольга. Снимаем щиток панели приборов (козырек). Инструкцию по демонтажу смотрим в любом руководстве по ремонту ВАЗ 2109. Снимаем комбинацию приборов. Отворачиваем тросик спидометра, отсоединяем все штеккеры. В верхней части комбинации приборов размещены 3 лампочки подсветки. Они подсвечивают шкалы приборов через зеленый светофильтр. Можно убрать этот светофильтр, можно оставить, как больше нравится. Хочу отметить, что свет белого диода сквозь зеленый светофильтр достаточно интересен, попробуйте сами. Заменяем лампочки на светодиоды (лучше с рассеивающей линзой), для лучшего рассеивания света изготавливаем отражатель из фольги, закрепленный на двустороннем скотче. Собираем панель приборов в обратном порядке.

ВАЖНО! Светодиоды имеют полярность, поэтому если после установки диод не светит, надо поменять полярность его питания, просто перевернув светодиод.

Пользуясь ситуацией, можно проклеить все стыки пластмассы панели двусторонним скотчем, станет поменьше скрипов.

Как поменять и отрегулировать подсветку приборной панели своими руками?

Приборная панель (ПП) — это неотъемлемая составляющая любого автомобиля. Благодаря данному устройству водитель может контролировать основные параметры транспортного средства, а также следить за показаниями датчиков. В этой статье мы расскажем о том, зачем нужна подсветка приборной панели и как ее заменить при необходимости.

Предназначение дополнительной подсветки

Дополнительная подсветка приборной панели предназначена для:

  • обеспечения более оригинального внешнего вида щитка приборов;
  • более качественного освещения основных компонентов ПП;
  • обеспечения дополнительной подсветки салона автомобиля;
  • повышения безопасности во время езды — если подсветка панели приборов будет эффективно освещать щиток, это позволит водителю вовремя обращать внимание на основные параметры.

Установка диодной лампочки в приборку

Если вы хотите, чтобы подсветка приборов была наиболее эффективной, то лучшим вариантом будет установка светодиодов, в данном случае у вас есть несколько вариантов:

  1. Подсветку приборной панели можно организовать при помощи отдельных светодиодных элементов, так вы сможете обеспечить эффективное декоративное освещение. Необходимо учитывать, что сами диоды могут иметь разный цвет, соответственно, такое освещение может стать частью тюнинга.
  2. Также подсветка панели приборов может быть организована с помощью диодной ленты, которая зачастую используется в быту. Если вам надоест цвет свечения, диодную ленту может будет полностью заменить. Процедура установки не займет много времени, поскольку лента обладает самоклеющейся основой.

Преимущества светодиодной подсветки

Современный автомобильный рынок предлагает пользователям огромное количество различных видов источников освещения, которые могут использоваться для тюнинга авто. Необходимо учитывать, что далеко не каждый автомобиль нуждается в этом, поскольку большинство производителей сегодня еще при производстве комплектуют машины диодной подсветкой.

Фотогалерея «Разные приборные панели»

Тем не менее, во многих автомобилях подсветка спидометра и других элементов приборки не такая эффективная, как хотелось бы, поэтому автовладельцы решают ее менять. В частности, это особенно актуально для более старых транспортных средств, выпущенных тогда, когда диодная подсветка не была так распространена.

Почему многие автолюбители выбирают именно светодиоды:

  1. Из-за небольших размеров самих источников освещения. Это дает возможность вмонтировать лампочку в любом месте контрольного щитка.
  2. Простота перепайки диодных компонент между собой для их дальнейшего соединения. Но нужно учитывать, что если вы имеете дело именно с диодной лентой, то для выполнения данной задачи следует руководствоваться некоторыми правилами.
  3. Возможность добиться полноценного освещения даже с использованием ограниченного числа диодных элементов.
  4. Одно из основных преимуществ — автовладелец может организовать как обычную белую, так и цветную подсветку. Можно использовать желтые, красные, зеленые, синие источники освещения. Кроме того, если один из компонентов выйдет из строя, его без проблем можно будет заменить при необходимости.
  5. Диодные лампы потребляют значительно меньше электроэнергии. Это особенно актуально для машин с противоугонными системами, которые функционируют от аккумуляторной батареи (автор видео — канал MrMacyuk).
Читать еще:  Обзор свечей зажигания эз-standart а17дврм 1.0, отзывы автовладельцев и экспертов

Инструкция по замене подсветки

Итак, если вы решили изменить цвет освещения контрольного щитка, то в первую очередь нужно пойти в магазин и купить диоды либо светодиодную ленту.

  1. В первую очередь отключите клеммы от АКБ.
  2. Сядьте за руль авто, отодвиньте кресло назад, если есть возможность — опустите руль.
  3. Следующим этапом будет снятие самой приборки. Процесс демонтажа будет индивидуальным для каждого авто, поэтому на данном этапе мы рекомендуем воспользоваться сервисной книжкой по настройке и эксплуатации вашего автомобиля. В ней должны быть детально описаны все нюансы этого процесса. Но в целом данная процедура обычно не вызывает сложностей у автолюбителей — необходимо просто открутить болты или отсоединить фиксаторы, после чего отсоединить все подключенные к устройству провода.
  4. Затем производится отсоединение или отклеивание стекла. Если оно зафиксировано на клей, то для отклеивания может потребоваться фен, горячи воздухом следует обработать приборку по периметру.
  5. Когда стекло будет отсоединено, можно проверить работоспособность уже имеющихся источников освещения при помощи тестера. Разумеется, это необходимо, если вы просто меняете перегоревшие лампочки, а не все на светодиоды. Теперь меняем саму лампу — для этого в первую очередь демонтируется цоколь — его можно открутить руками либо пассатижами, против часовой стрелки. Аналогичным образом данная процедура повторяется со всеми остальными источниками освещения.
  6. Если сами лампочки припаяны к приборке, то для их снятия вам потребуется паяльник. По очередь отпаяйте все источники освещения. При этом вам необходимо быть наиболее аккуратным, поскольку при изменении подсветки и замене ламп можно случайно повредить дорожки на щитке.
  7. Когда все источники света будут отпаяны, производится процедура установки новых диодов. Теперь вам нужно просто запаять их в посадочные места и проверить их работоспособность.

Цена вопроса

Стоимость диодных лампочек на сегодняшний день в среднем составляет от 20 до 150 рублей за штуку, в зависимости от вида и производителя. Что касается ленты, то ее средняя цена составляет около 100-200 рублей за один метр.

Видео «Наглядная инструкция по замене лампочек в приборной панели»

Как выглядит процедура замены источников освещения в автомобильной панели приборов — подробная инструкция описана на примере автомобилей ВАЗ (автор ролика — канал Sergey Avtocar 2nd CH).

светодиоды в приборную панель — почему так быстро перегорают.

Опции темы
Поиск по теме

светодиоды в приборную панель — почему так быстро перегорают.

заменил в грации лампочки на светодиоды. за пару месяцев потухло 2 шт. и до этого слышал, что быстро тухнут. как же так? ведь должно быть наоборот, светодиоды должны быть более живучие чем лампочки?

Они обычно, на 12 вольт рассчитаны. А генератор больше выдаёт. Вот они и сгорают.
Стабилизатор нужен.

на какие? типо китайские лампо-диоды? 🙂 Если да, так они просто низкокачественные.

неправильно электрическая часть сделана

просто откровенно-китайские сд → откровенное овно..

закон рынка: «чем быстрее выйдет из строя, тем быстрее купят снова..»

горят однако годами, если Imax не превышать

мы тоже поставили, быстро перегорели, диодная лента оказалась выходом, посоветовали добрые люди и есть очень хорошая ветка)
Стайлинг и тюнинг приборных панелей автомобилей!

На свежих японках вся подсветка на панелях светодиодная,а сама панель неразборная.т.е не предпологается замена светодиодов-они у них почти вечные.Все проблемы от подключения .Ток светодиодов надо ограничивать и каждый в отдельности.

так все-таки дело в качестве диодов, или они гарантированно будут лететь?
зачем же они тогда продаются с цоколем как на лампочках подсветки?

да перегорают заразы, поставь ленту не парься

Обычно последовательно со светодиодом ставят сопротивление 500 ом.
И вообще светодиоды предназначены в качестве индикаторов а не освещения.

так было в восьмидесятые.
с тех пор ситуация несколько изменилась.. )

У светодиада, как полупроводникового прибора есть свой максимальный ток. В МилиАмперах. Обычно указывается Даже рабочий ток. (примерный даташит http://lib.chipdip.ru/258/DOC000258581.pdf). Например 20мА. Т.е. при напряжении 14,5вольт. Нам надо ограничить ток в цепи до 0,02А. 14,5/0,02 = 725ом. (т.е. 730ом -750ом, вроде ближайщие номиналы).

другими словами, если уж продается сд с цоколем под лампочку подсветки, значит должны были подумать производители и встроить в него резистор. может в этом дело? может я брал без резисторов?
если настроить сд на 14 вольт, он же не должен перегорать в автомобильной сети?

в случае с диодом в цоколе, часто, чтобы сэкономить на диоде, производитель вводит его в режим близкий к максимальному току или даже превышает его (ставит резистор меньшего номинала). так можно получить более яркое свечение за меньшие деньги

как следствие — быстрое выгорание светодиода

чтобы получить яркое надежное свечение, нужно брать сверхяркие светодиоды. но там и ценник у них — от30 руб/штука

в случае с диодом в цоколе, часто, чтобы сэкономить на диоде, производитель вводит его в режим близкий к максимальному току или даже превышает его (ставит резистор меньшего номинала). так можно получить более яркое свечение за меньшие деньги

как следствие — быстрое выгорание светодиода

чтобы получить яркое надежное свечение, нужно брать сверхяркие светодиоды. но там и ценник у них — от30 руб/штука

+мульен, уже тоже заценил цокольную лампу, там ваще светики грелись держать нереально было.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector