Обзор зубчатых ремней: какие бывают, чем отличаются и где используются
Bis-auto.ru

Автомобильный портал

Обзор зубчатых ремней: какие бывают, чем отличаются и где используются

Разбираемся в приводных ремнях — как выбрать приводной ремень

Ременные передачи в системах привода. Отличия конструкции, достоинства и недостатки применения.

Ременная передача известна человечеству очень давно. Она применялась в первых мельницах, приводимых в движение лошадьми. Быстро совершенствовалась с появлением двигателя внутреннего сгорания. Ремни прошли путь от полоски сыромятной кожи, сшитой в кольцо, до поликлинового и зубчатого форматов. Сегодня в различных системах привода используются самые разнообразные изделия. Свойства ремней отличаются в зависимости от конструкции, предлагая как снижение нагрузки на валах, так и возможность передавать высокий крутящий момент.

Определение

Ремень — это бесконечная лента, выполняющая передачу мощности от ведущего к одному или нескольким ведомым валам. Система работает на следующих принципах:

  • ремень располагается на шкивах;
  • передача мощности, формирование крутящего момента происходит благодаря действию сил трения;
  • для эффективной работы ременной передачи нужно обеспечить натяжение рабочего элемента.

Зубчатые типы приводных ремней передают крутящий момент не только силами трения, но и зацеплением выступающих элементов за выступы на колесе шкива. Каждый из используемых в настоящее время элементов передачи имеет свой список достоинств и недостатков.

Виды ремней, плюсы и минусы их использования в системах привода

Ременная передача может передавать момент вращения между валами, расположенными на значительном расстоянии. Однако в современных условиях можно выбрать оптимальные характеристики и тип рабочего органа для качественного решения поставленных перед инженером задач. Используемые в различных механизмах и машинах ремни отличаются по конструкции, характеру формирования усилия, воздействию на ведущий и ведомый валы.

Плоскоременная передача

Плоскоременная передача представляет собой самую старую схему передачи крутящего момента. В установках используются:

  • шкивы в виде гладких цилиндров;
  • тонкие ленты, сечение которых представляет собой прямоугольник.

В древности незаменимым материалом для изготовления элементов передачи выступала сырая кожа. Сегодня плоские ремни делаются из нескольких слоев резины. Для увеличения прочности внутрь структуры помещается корд из текстильной нити или нейлона.

Плоскоременная передача имеет несколько достоинств. Во-первых, она позволяет достаточно просто организовать передачу момента не только между параллельными, но и пересекающимися под любыми углами валами. Во-вторых, конструкция шкивных колес предельно проста. В третьих, плоская лента при малой толщине обладает высокой гибкостью и испытывает малые напряжения при изгибах и деформациях

Но есть в применении такой передачи и существенные недостатки. Главный заключается в необходимости обеспечивать значительное усилие натяжения для формирования силы трения. В результате снижается срок эксплуатации ленты. Кроме этого, под значительной нагрузкой работают ведущий и ведомый валы, подшипниковые блоки имеют значительный износ.

Сегодня для изготовления плоского ремня используется резина с армированием из белтингового тканевого материала, полимерами, металлическим кордом. В системах приводов используются прорезиненные тканевые ленты. Применяются нарезные элементы с прослойками из резины, завернутые послойно или спирально.

Наша продукция:

  • 19.548
  • 24.396

Клиноременная передача

Сечение клинового ремня представляет собой трапецию. Ее форма стандартизирована. На территории России конфигурация стандартного клина описывается требованиями ГОСТ 1281.1-89, 1281.2-89, 1281.4-89. Узкопрофильные изделия стандартизируются согласно ТУ 38-40534-75, 38-105161-84.

Клиновые ремни обладают массой достоинств.

  1. Площадь поверхности соприкосновения со шкивом, в сравнении с шириной изделия — огромна. Обеспечивается хорошее сцепление и формирование значительных сил трения.
  2. Для передачи момента не требуется создавать большого натяжения, уменьшается нагрузка на валы и опоры.
  3. Расстояние между валами может быть как угодно малым, что ценно в современных машинах и механизмах.
  4. Обеспечивается стабильная передача мощности, лента не имеет сшивок. Это ценное свойство в приводах с большой точностью.

Для регулировки клиноременной передачи достаточно сдвинуть двигатель на специальных салазках. Кроме этого, в системе привода можно установить несколько ремней для распределения общей нагрузки между ними.

Есть у передачи данного типа ряд недостатков. Во-первых, клиновый профиль создает высокую жесткость. Срок службы изделия ограничен, особенно при бросках нагрузки на ведомом валу. Во-вторых, нужна особая механика установки ремня на шкивы. Вдобавок, нет универсальности использования. Конкретная группа механизмов использует только определенный тип элемента с клиновым профилем.

Поликлиновая ременная передача

Как следует из названия, поликлиновая лента имеет несколько зубьев трапецеидального сечения. Они называются ручьи. Поликлиновые ремни приводные предлагают:

  • обширную поверхность контакта со шкивом;
  • возникновение значительных сил трения;
  • повышение КПД при передаче мощности на ведомый вал;
  • повышение КПД при передаче мощности на ведомый вал;

Если сравнивать с обычным клиновым, многоручьевой ремень обеспечивает высокую быстроходность до 50 м/с, работу с большими передаточными отношениями. Открывается и возможность использования шкивов меньших диаметров.

По сравнению с клиновым, при той же нагрузочной способности, поликлиновый ремень имеет в 1.5-2 раза меньшую ширину. Ремень с несколькими трапецеидальными ручьями имеет сложную структуру. Она состоит из плоского армированного основания, изготовленного из прорезиненной ткани. Профильная часть делается целиком из резины.

Поликлиновый ремень имеет недостаток. Он крайне чувствителен к распараллеливанию между ведомым и ведущим валом, а также смещению шкивных колес вдоль оси. В этом случае в структуре изделия возникают механические нагрузки, неравномерно распределенные по структуре. Как результат — ремень быстро разрушается.

Зубчатый ремень

Зубчатый ремень еще называют синхронным. Он передает момент вращения не только благодаря силам трения, но и усилиями, образующимися при зацеплении с элементами шкивного колеса. При применении зубчатого ремня достигается:

  • снижение шумов при работе;
  • достаточно высокая жесткость передачи, типичная для зубчатых колес;
  • синхронность вращения ведущего и ведомого валов;
  • высокий КПД при передаче мощности;
  • снижение нагрузки на подшипниковые узлы ведущего и ведомого валов.

Зубчатые ремни применяются в широком списке механизмов. Их можно встретить в автомобилях, насосном оборудовании, системах высокой точности с применением дизельных и бензиновых двигателей. Технология изготовления зубчатого ремня практически аналогична процессу производства клиноременного. Различия наблюдаются только в структуре слоев, режимах вулканизации резины, конфигурации среза (зубцы могут иметь как трапецеидальную, так и скругленную форму поверхности).

К несомненным достоинствам зубчатоременной передачи относится возможность транспорта значительной мощности при высоких крутящих моментах. Ремень данного класса обладает значительной гибкостью. Это дает возможность передавать момент от одного ведущего к нескольким ведомым валам, формировать системы с их разнонаправленным вращением. И все это можно сделать при малых межосевых расстояниях при снижении общих габаритов узла или системы привода в целом.

Зубчатоременная передача требует сложной регулировки. От показателей натяжения зависит срок службы рабочего элемента. Так как изделие довольно дорогое, его обрыв неизбежно вызывает расходы. Регулировка системы привода с использованием зубчатоременной передачи включает измерение силы натяжения ленты и положения шкивных колес.

Применение ременных элементов в различных условиях

Сегодня все современные ременные элементы для систем приводов предлагаются в различных исполнениях для работы в определенных условиях. В частности, можно приобрести изделия, допускающие постоянный контакт с маслами, сделанные из синтетических эластомеров. Не составит труда купить ремень, рассчитанный на эксплуатацию при отрицательных температурах. Есть изделия, выдерживающие значительные нагрузки и предлагающие длительный срок эксплуатации.

Одно стоит понять правильно. В системах современного привода должны использоваться только те типы ременных элементов узла, которые предусмотрены производителем. Они обязательно правильно натягиваются в соответствии с инструкциями к установкам, проверяются и обслуживаются. Без соблюдения этих простых правил невозможно гарантировать отсутствие неожиданных аварий оборудования или повышения расходов на покупку новых ремней на замену изношенным.

Зубчатые ремни — гарант экономичной и стабильной работы авто при любых нагрузках

Приводные зубчатые ремни все чаще используются в современном производстве благодаря своей восприимчивостью к износу, а также качественным материалам, из которого они производятся. Но какую же роль приводной зубчатый ремень играет в автомобилестроении? Об этом мы расскажем ниже. Характеристики, которыми обладают приводные резиновые и полиуретановые зубчатые ремни, их маркировка, а также разновидности описаны в этой статье.

Характеристика

На сегодняшний день приводные зубчатые ремни (как полиуретановые, так и резиновые) повсеместно используются в автомобильном производстве. И не мудрено, ведь они включают в себя основные преимущества как цепных, так и ременных передач. Собственно, это и является главной причиной их популярности.

Белый зубчатый ремень

Как показывает практика, зубчатый ремень оптимально подходит для передачи больших мощностей в промышленных силовых, а также автомобильных приводах. Такое компонент очень надежен в использовании, если он качественного производства. Действительно, на практике коэффициент полезного действия может составлять 99%. Такая продукция без проблем может функционировать в самых различных системах с высокими нагрузочными свойствами и частотой вращения.

Конструкция

Для начала рассмотрим конструкцию ремней: они имеют несколько слоев, изготовленных из различных материалов:

  1. Главный слой — это несущий. Именно он обеспечивает наиболее максимальную прочность ремешка, а также свойство невозможности изменения его размеров и габаритов. Несущий слой изготавливается из корда, который, в свою очередь, может быть выполнен из железа, кевлара или стекловолокна. Все зависит от предназначения элемента.
  2. Второй слой обычно производится из полиуретана или резины. По утверждению производителей, эти компоненты придают гибкости и эластичности ремешкам.
  3. Третий слой выполняется из нейлона, а также прочих стойких синтетических материалов. Именно третий слой позволяет снизить показатели износа и способствует улучшению характеристик и свойств ремешка. Кроме того, он в целом способствует увеличению его ресурса службы.

В один ремень все эти три слоя могут быть объединены только путем вулканизации. Эксплуатация элементов увеличенной стойкости дает возможность использовать ремешки в больших температурных диапазонах, начиная от -40 и заканчивая 100 градусами Цельсия.

Преимущества

Недостатков эта продукция практически не имеет. Исключением может быть только некачественно выполненный зубчатый ремень, но при правильном производстве, если все соответствует стандартам, это навряд ли произойдет.

Итак, рассмотрим преимущества:

  1. Высокий показатель КПД, а также наиболее оптимальная передача мощности. Приводной резиновый или полиуретановый ремень обычно эксплуатируется с целью достижения высоких скоростей и увеличения производительности. Эти показатели удается достичь благодаря специальному составу материала, из которого он изготовлен, а также торцевым граням. Поскольку торцевые грани открыты, приводной ремешок гораздо лучше прилегает к шкиву, таким образом получая наиболее эффективную для функционирования форму.
  2. Высокий показатель гибкости. Полиуретановые приводные зубчатые ремни, как вы могли понять, оснащены фасонными зубчиками. Эти зубья позволяют снизить вероятность перелома ремешка в месте, где наиболее высокое напряжение. В результате этого ремешки могут использоваться на валах с меньшим диаметром, это совершенно безопасно для них. В целом же традиционные клиновые ремешки не подходят для обратного прогиба, что становится причиной растяжки внутренних слоев, соответственно — элемент более быстро изнашивается. Если же приводные зубчатые ремни оснащены зубчиками с обеих сторон, то это позволяет увеличить показатель гибкости, что дает возможность функционировать им на разных направлениях.
  3. Снижение расстояний между валами. При использовании полиуретановых приводных ремешков допускается небольшие межцентровые расстояния между валами, в результате чего значительно возрастает скорость элемента, а также передаваемый им показатель мощности.
  4. Как сказано выше, немаловажным преимуществом является повышенный интервал технического обслуживания. При максимальной точности длины практически все современные производители гарантируют потребителями стабильность показателя натяжки, а также более долгий ресурс эксплуатации. Соответственно, это позволяет увеличить интервал технического и диагностического обслуживания, а также ресурс работы ремешка в целом.
  5. Самый минимальный показатель вибраций, если нагрузки прерывистые, а проскальзывание в системе отсутствует. Как показывает практика, при свободном хождении ремешка на валу работа шкивов может быть стабилизирована. Кроме того, при этом практически не чувствуются вибрации, а проскальзывание отсутствует напрочь.
  6. Наиболее высокий ресурс эксплуатации. На практике приводные полиуретановые или резиновые ремешки довольно просты в обслуживании и позволяют достичь очень долгого ресурса эксплуатации. Даже в том случае, если нагрузки часто меняются.

Применение

Полиуретановые приводные ремешки используются не только в автомобилестроении, но и во всех без исключения сферах промышленной деятельности. Начиная от мини-приводов в небольшом производстве и заканчивая высокомощными приводами в области строительства и деревообработки. Ну и, разумеется, в автомобильных приводах. Главное условие конструкции, в которой будет применяться компонент — это соблюдение основного усилия, а также заданное расположение шкивов.

Маркировка

Теперь что касается маркировки.

По категориям, в частности, по типу изготовляемого материала, зубчатые ремешки подразделяются на:

Каждый из этих типов имеет свою маркировку размеров. Все они предоставлены в таблицах ниже.

Применение зубчатой ременной передачи

Среди многообразия конструктивных решений, используемых для приведения в движение каких-либо частей механизма в устройствах различного назначения, одним из вариантов выступают зубчатые ремни. Наиболее часто в промышленных и бытовых целях используются односторонние ремни зубчатые , представляющие собой многослойную вулканизированную ленту, где наружная сторона плоская, а внутренняя выполнена с выступами (зубьями), расположенными друг от друга на равном расстоянии.

Принцип работы механизма с использованием зубчатых ремней основан на зацеплении зубьев ремня и шкива, что и обуславливает основные преимущества такой передачи. Ремни зубчатые обеспечивают равномерный плавный ход передачи практически без проскальзывания или рывков, при этом нагрузка на валы и подшипники механизма значительно ниже, нежели создают приводные ремни другого типа. Зубчатые ремни не чувствительны к изменению интенсивности нагрузки, то есть даже при частом переходе от максимальной нагрузки к минимальной износ ремня не усиливается. Ремни зубчатые не нуждаются в дополнительном смазывании, таким образом, при эксплуатации зубоременная передача, обладая достаточно высокой надежностью и долговечностью, не требует дополнительного обслуживания.

Соответственно, широкий спектр достоинств зубчатой ременной передачи предусматривает их обширную область применения. Такие ремни приводные используются и в металлорежущих и ткацких станках; в качестве линейного механизма автоматических дверей или ворот; в автомобилях; в подъемно-транспортных механизмах в качестве ленты транспортера; в офисной технике (принтерах, сканерах, плоттерах, печатных машинках и видеокамерах). Естественно, что столь широкая номенклатура использования требует различных технических характеристик ремней зубчатых. Зубчатые ремни изготавливаются из различных материалов, с разным шагом и формой зуба.

Ремни зубчатые с трапецеидальными или полукруглыми зубьями применяются наиболее часто. Лучшие технические характеристики показывают ремни с закругленными зубьями – они способны передавать большие мощности и крутящие моменты, обеспечивают наиболее плавное зацепление и более равномерное натяжение ремня. Однако зубчатые ремни с трапецеидальными зубьями выполняются с большим диапазоном модулей, к тому же технологии их изготовления гораздо проще. И те и другие зубчатые ремни применяются в механизмах для замены цепей или редукторов. Выбор формы зуба ремня производится в зависимости от эксплуатационных и технических требований, предъявляемых к механизму.

Прямое влияние на свойства ремня оказывает в первую очередь материал, из которого он изготовлен. Так для передачи больших крутящих моментов и мощностей при высоких скоростях используются зубчатые ремни усиленные металлокордом. Такой ремень практически не растягивается в процессе эксплуатации, он отличается повышенной прочностью и износостойкостью и способен передавать нагрузки в 2 раза большие, нежели ремень клиновой ГОСТ 1284-80 .

Для работы в силовых приводах промышленных агрегатов используются зубчатые ремни из полиуретана , которые при компактных размерах показывают отличные прочностные характеристики, передавая большие мощности и работая в условиях передачи до 1000 оборотов в минуту.

Ремни зубчатые изготовленные из современных композитных материалов работают на передачу значительных крутящих моментов в приводах с большими угловыми скоростями. Они могут работать с применением верхнего натяжного ролика, таким образом, полностью заменяя цепную передачу. Такие зубчатые ремни маслои влагостойки, не меняют своих свойств при значительных перепадах температур, поэтому могут применяться как в пищевой или химической промышленности, так и в тяжелом машиностроении или горнодобывающей промышленности. Такие зубчатые ремни также могут работать в условиях малых и средних мощностей. Ремни из композитов обеспечивают экономичный режим работы и практически бесшумную передачу.

Большое практическое применение имеют конечные зубчатые ремни, которые незаменимы в системах автоматического открывания дверей. В процессе эксплуатации они сохраняют стабильную длину, даже при постоянно меняющихся нагрузках, а, следовательно, показывают стабильную, эффективную работу без дополнительного техобслуживания в течении длительного периода эксплуатации.

В последнее время широкое распространение получили двухсторонние зубчатые ремни (зубья имеются как на внутренней, так и на наружной стороне ремня). Двухсторонние ремни зубчатые применяются в приводах противоположного реверсивного хода при передаче больших мощностей и высоких скоростей вращения, а также больших крутящих моментов. Такие ремни выполняются из эластомера, усиленного арамидным кордом и дают возможность менять направление вращения при высоком числе оборотов и значительном крутящем моменте.

Также двухсторонние ремни могут изготавливаться в компактном исполнении для приводов малых и средних мощностей, обеспечивая уменьшение габаритов и массы привода, не уменьшая при этом эффективность механизма.

Одним из наиболее часто применяемых механизмов, где неизменно используется ременная передача, является вариатор. Вариатор служит для бесступенчатого регулирования скорости вращения, передаваемой от двигателя к рабочим узлам машины. Для передачи вращения применяются вариаторные ремни . Область применения вариаторов – сельскохозяйственная техника и промышленное оборудование. При этом ремни вариаторные применяемые в той и другой области имеют принципиальные различия и не могут заменять друг друга. К вариаторным ремням предъявляют следующие требования:

  • обеспечение плавности и равномерности хода;
  • стабильная длина;
  • большая жесткость в поперечном направлении и высокая гибкость;
  • высокая нагрузочная способность при передаче различных мощностей;
  • высокая прочность на разрыв;
  • износостойкость и долговечность;
  • влаго-, маслостойкость;
  • диапазон рабочих температур от -30°C до +80°C.

В качестве вариаторного ремня может использоваться клиновой ремень или зубчатый. Вариаторные ремни с зубьями могут работать в повышенном температурном режиме, а также использоваться при работе с ведомыми шкивами малых диаметров. Зубчатый ремень вариатора обеспечивает высокий КПД устройства, экономичность и безотказную работу в течение длительного периода эксплуатации.

Таким образом, зубчатые ремни являются хорошей альтернативой в случаях, когда использование клинового ремня (ГОСТ 5813-93) или другого типа ременной передачи нецелесообразно. Явные преимущества, которые демонстрирует передача при помощи зубчатых ремней, делает их незаменимыми во многих механизмах как промышленного, так и бытового назначения.

Приводные ремни — виды и их характеристики

Приводные ремни — это основная часть ременной передачи, в которую также входят ведущий и ведомый шкивы. Вся эта конструкция используется в большинстве современных двигателей с целью передачи усилия от двигателя иным частям технического устройства. Приводные ремни служат в качестве ключевого элемента передачи механической энергии и подразделяются на несколько разновидностей.

Разновидности приводных ремней

Существует несколько основных разновидностей приводных ремней, которые различаются между собой не только техническими особенностями устройства, но и областью применения.

Зубчатые приводные ремни

Особенностью зубчатых приводных ремней является значительное снижение вибрации при работе оборудования. При этом они позволяют достичь максимальной мощности работы двигателя, выдерживая серьезные механические нагрузки.

Чаще всего передачи с использованием зубчатых приводных ремней встречаются в следующих областях:

  • печатная промышленность;
  • обработка древесины;
  • мельницы различного типа;
  • другая техника.

Клиновые приводные ремни

Своё название клиновые приводные ремни получили из-за особой формы трапециевидного сечения. Рабочими сторонами у такого ремня являются боковые. Для использования клинового приводного ремня требуются шкивы с канавками соответствующего профиля.

Клиновые приводные ремни используются в таком оборудовании, как:

  • компрессоры;
  • грохоты;
  • дробилки;
  • различные станки для обработки древесины;
  • аграрная техника.

Клиновые приводные ремни могут армироваться кордом из полиэстера для использования при передаче большой мощности. В тех же случаях, когда привод имеет обратный натяжной ролик, используется модификация клинового приводного ремня с открытыми зубчатыми боковыми гранями.

Размеры и предельные отклонения клиновых ремней

Обозначение сечения клинового ремня

Поликлиновые ремни привода

В сравнении с клиновой разновидностью, поликлиновые приводные ремни представляют собой более универсальное изделие, которое можно использовать в самом широком спектре различного оборудования. Также особенностью является высокая эластичность.

Использование поликлиновых ремней привода допускается в:

  • компрессорах;
  • станках для обработки металла;
  • аграрной технике;
  • бетономешалках;
  • бытовой технике;
  • широком перечне другого оборудования.

Вариаторные приводные ремни

Данная разновидность используются для передачи усилия с вала на вал. Особенностью этого типа ремней является возможность регулировать скорость вращения привода, благодаря чему функциональность всего устройства значительно возрастает.

Оборудование используется в:

  • аграрной технике;
  • скутерах, снегоходах и других транспортных средствах.

Плоские приводные ремни

Этот тип изделий предназначен для использования в особо мощной технике. Подобный ремень снижает количество рывков при запуске устройства сразу не больших скоростях, что ремень цепляется за шкив плавно, поначалу проскальзывая. Также, они отлично впитывают масла и другие смазочные материалы, благодаря чему обладают одним из самых низких коэффициентов трения в работе.

Плоские приводные ремни предназначены для следующих типов техники:

  • оборудование для производства бумаги;
  • в переработке камней и их нарезании;
  • пилорамах;
  • устройствах для штамповки;
  • валковых мельниц.

Маркировка приводных ремней

Для ремней, использующихся в механической передаче усилия от двигателя другим элементам системы, ГОСТ устанавливает определенную маркировку. Она позволяет быстро определить основные параметры ремня. Проще всего такую систему объяснить на примере маркировки клиновых приводных ремней.

Для выбора приводного ремня важно правильно понимать его маркировку. Например, вам требуется клиновый ремень А1800. В этом случае «А» — это сечение ремня, цифры — это его номинальная расчетная длина.

Замена ремня привода: как выбрать новый

Вне зависимости от качества изделия и типа приводного ремня, с течение времени он изнашивается. Причиной этому может быть как механическое повреждение в результате длительного механического воздействия. Также к утрате свойств может привести воздействие продуктов нефтепереработки, таких как масла, бензин, керосин в двигательной системе.

В любом случае, вам потребуется замена приводного ремня. Производить ее лучше профессионалу, особенно на сложной технике: аграрной, промышленном оборудовании и т.д. Ошибка в неправильной установке ремня привода может привести к поломке всего устройства.

Выбирать новый ремень привода для замены лучше всего исходя из спецификаций самого привода. В документах к любому оборудованию подобного типа обычно указывается маркировка и другие данные необходимого для его работы ременного привода. Использовать для замены ремень другого типа крайне не рекомендуется — производитель и продавец не будут отвечать за его работоспособность.

Характеристики приводного ремня

Чтобы правильно выбрать ремень привода, необходимо внимательно изучить его основные характеристики. К их числу относятся следующие.

  • Уровень шума при работе.
  • Устойчивость к нагрузкам механического характера.
  • Химическая стойкость к нефтяным продуктам.
  • Температурный диапазон.
  • Растяжимость.
  • Нюансы обслуживания и замены.
  • Высокое значение КПД.

Современные приводные ремни дают крайне низкий уровень шума при работе, который лишь незначительно увеличивает общий уровень шума всего устройства. Использование качественных резинотехнических смесей при изготовлении позволяет добиться огромной устойчивости к механическим нагрузкам, химическим веществам. Что касается температурного диапазона работы, то он указывается для каждого профиля ремня привода. Растяжимость у таких изделий минимальная.

Заключение

Приводные ремни — это широкая группа резинотехнических изделий, которая служит для передачи механического усилия от двигателя подвижным частям системы. Существуют различные виды приводных ремней, такие как клиновые, поликлиновые, вариаторные и другие, каждый из которых предназначен для использования в определенных условиях и типах техники. Выбор привода для замены нужно делать исходя из маркировки прежнего изделия, а также необходимых характеристиках.

Материалы и конструкции ремней.

Приводной ремень должен обладать определенной тяговой способностью (способностью передавать заданную нагрузку без буксования) и достаточной долговечностью. Тяговая способность ремня обеспечивается надежным сцеплением его со шкивами, что обусловливается высоким коэффициентом трения между ними. Долговечность ремня зависит от возникающих в нем напряжений изгиба и частоты циклов нагружений — числа пробегов ремня в единицу времени. Пользуясь приведенными ниже рекомендациями, можно обеспечить требуемую долговечность ремня.

Плоский ремень.

По материалу и конструкции различают несколько типов ремней. К стандартным плоским ремням относятся:

  • резинотканевые (ГОСТ 23831 — 79),
  • кожаные (ГОСТ 18679 —73),
  • хлопчатобумажные цельнотканевые (ГОСТ 6982-75)
  • шерстяные (ОСГ/НКТМ 3167).

Резинотканевые ремни.

Резинотканевые ремни — самые распространенные. Они бывают двух видов: общего назначения и морозостойкие. Ремни общего назначения предназначены для работы в интервале температур от —25 до +60°С, а морозостойкие — в интервале от —45 до + 60 °С. Резинотканевые ремни состоят из тканевого каркаса нарезной конструкции и резиновых прослоек между тканевыми прокладками. Каркас ремней изготовляют из хлопчатобумажных тканей или тканей из комбинированных нитей (полиэфирных и хлопчатобумажных волокон), или тканей из синтетических нитей. Некоторые ремни изготовляются без резиновых прослоек.

Ремни общего назначения и морозостойкие изготовляют как с наружными резиновыми прокладками (одной или двумя), так и без резиновых обкладок. Ткань прокладок обеспечивает ремням требуемую прочность и долговечность, а резина служит связующим веществом ремня, предохраняет ткань от повреждений, повышает коэффициент трения между ремнем и шкивами. Ремни изготовляют конечными. Ширина ремней 20. 1200 мм, число прокладок 3. 6 толщиной 1,25.-1,5 мм каждая. Соединение конечных ремней выполняют склеиванием, сшивкой или металлическим скреплением.

Кожаные ремни.

Кожаные ремни делают из отдельных полос кожи путем их склеивания специальным клеем или сшивки сыромятными ремешками (жильными струнами диаметром 1,5. 3.5 мм). Стандартные кожаные ремни изготовляют конечными шириной 20. 300 мм и толщиной 3. 10 мм. Предназначены для передачи малых и средних мощностей.

Обладают хорошей тяговой способностью, прочны и с точки зрения надежности и долговечности предпочтительнее других, в особенности при работе в условиях переменных и ударных нагрузок. Они имеют износоустойчивые кромки и могут работать при скорости до 45 м/с. Однако из-за высокой стоимости их применяют редко. Кожаные ремни совершенно не пригодны для работы в сырых и насыщенных парами кислот и щелочей помещениях, так как они быстро портятся и выходят из строя.

Хлопчатобумажные цельнотканые ремни.

Хлопчатобумажные цельнотканые ремни изготовляют (ткут) из хлопчатобумажной пряжи в несколько переплетающихся слоев обычно конечными шириной 30. 250 мм, толщиной 4,5. 8,5 мм (соответственно числу слоев 4. 8). Для предохранения от атмосферных влияний, увеличения прочности и долговечности, а также уменьшения усадки в свободном состоянии их пропитывают специальным составом из озокерита (горного воска) и битума. Хлопчатобумажные ремни самые дешевые, но по нагрузочной способности и долговечности уступают прорезиненным и кожаным ремням, и поэтому их применяют преимущественно для передачи небольших мощностей при скорости до 25 м/с. Для работы в сырых помещениях или при температуре свыше 50 °С, а также при опасности воздействия паров кислот хлопчатобумажные ремни не применяют.

Шерстяные ремни.

Шерстяные ремни выполняют (ткут) в несколько слоев из шерстяных и хлопчатобумажных нитей, пропитывают составом из олифы, порошкового мела и железного сурика. Они менее чувствительны к воздействию повышенной температуры, влажности, паров кислот и щелочей, что и определяет области применения этих ремней. Шерстяные ремни делают конечными шириной 50. 500 мм и толщиной 6. 11 мм (соответственно числу слоев 3. 5). Они обладают значительной упругостью и поэтому хорошо работают при неравномерной и ударной нагрузках. Максимальная допускаемая скорость 30 м/с.

Кроме стандартных типов плоских ремней в отдельных специальных установках применяют прошивные прорезиненные, тканые полульняные, шелковые, полиамидные и другие ремни. При больших скоростях выпускают бесконечные тканые полульняные ремни шириной 15. 25 мм, толщиной 1,75 мм и длиной 1000. 1800 мм. Для быстроходных передач используют шелковые ремни. Полиамидные ремни имеют большие перспективы применения в отечественном машиностроении. Их либо ткут из полиамидных нитей, либо получают в виде пленочной многослойной ленты. Применяют также полиамидные ремни, армированные тонкими металлическими тросиками. Полиамидные ремни в несколько раз прочнее и долговечнее обыкновенных. Они пригодны для высокоскоростных передач при скорости ремня до 100 м/с и выше, передач с малым межосевым расстоянием. Могут передавать мощности от весьма малых до нескольких тысяч киловатт. Для повышения коэффициента трения между ремнем и шкивами полиамидные ремни покрывают синтетической резиной, полихлорвинилом или фрикционными обкладками из хромовой кожи или хлопчатобумажной ткани.

Зубчатые ремни.

Зубчатые ремни (рис. 1, а) сочетают преимущества плоских ремней и зубчатых зацеплений. На рабочей поверхности ремней делают выступы (зубья), которые входят в зацепление с выступами (зубьями) на шкивах. Зубчатые ремни изготовляют из маслостойких искусственных материалов, из резины на основе хлоропреновых каучуков, из вулкалана, которые армируют стальными проволочными тросами (рис. 1, б), воспринимающими нагрузку на ремень. Для особо легких условий работы (в контрольно – измерительной аппаратуре) вместо стальных тросов применяют полиамидный корд. Такие ремни могут работать в масле. Для повышения износостойкости зубчатые ремни иногда покрывают нейлоновой тканью. Зубчатые ремни устанавливают без предварительного натяжения; они работают без скольжения и бесшумно. По сравнению с обыкновенной ременной передачей значительно компактнее и имеют более высокий к. п. д. Зубчатые ремни выпускают шириной 5. 380 мм, для передачи мощности до 200 кВт и выше при скорости до 80 м/с.

Рис. 1

Клиновые ремни.

Клиновые ремни для приводов общего назначения изготовляют двух конструкций: кордтканевые и кордшнуровые. Кордтканевые клиновые ремни (рис. 2, а) состоят из нескольких слоев прорезиненной текстильной кордткани 2, передающей основную нагрузку и расположенной примерно симметрично относительно нейтрального слоя ремня; резинового или резинотканевого слоя растяжения 1, находящегося над кордом; резинового или реже резинотканевого слоя сжатия 3, расположенного под кордом; нескольких слоев оберточной прорезиненной ткани 4. В кордшнуровых клиновых ремнях (рис. 2, б) вместо слоев кордткани предусматривают один слой кордшнура 2 толщиной 1,6. 1,7 мм, слой растяжения 1 из резины средней твердости и слой сжатия 3 из более твердой резины. Эти ремни, как более гибкие и долговечные, применяют при тяжелых условиях работы.

Рис. 2

Клиновые ремни изготовляют трех типов: нормального сечения, узкие и широкие (вариаторные). Ремни нормального сечения (ГОСТ 1284.1 — 80; 2—80; 3—80) основные в общем машиностроении. В соответствии с ГОСТом эти ремни изготовляют семи различных по размерам сечений: О, А, Б, В, Г, Д и Е. Эти ремни выполняют бесконечными различных стандартных длин. Угол профиля φ=40°. Допускаемая максимальная скорость для профилей О, А9 Б и В до 25 м/с, для профилей Г, Д и Е до 30 м/с.

Клиновые ремни для привода сельскохозяйственных машин стандартизованы ГОСТ 10286 — 75. Для автотракторных двигателей изготовляют специальные кордшнуровые вентиляторные ремни повышенной гибкости (ГОСТ 5813 — 76). Для клиноременных передач со шкивами малых диаметров применяют ремни с гофрами (рис. 2, в). Выпускают клиновые ремни с кордом из полиамидных волокон, которые применяют при тяжелых условиях работы (высокие скорости и вибрации, малые диаметры шкивов и т. п.). Для обеспечения большей несущей способно сти и долговечности применяют клиновые ремни с кордом из стальных тросов. Эти ремня могут работать при скорости до 60 м/с.

Поликлиновые ремни.

Поликлиновые ремни по конструкции подобны клиновым. В тонкой плоской части их (см. рис. 3) помещаются высокопрочный шнуровой корд из вискозы, стекловолокна или лавсана и несколько слоев диагонально расположенной ткани, придающей ремню большую поперечную жесткость. Поликлиновые передачи — самые компактные из всех ременных передач и могут работать со скоростью v≤40 м/с.

Рис. 3

Круглые ремни.

Из круглых ремней наиболее распространены хлопчатобумажные и капроновые. Изредка пользуются прорезиненными и кожаными круглыми ремнями.

Читать еще:  Инструкция по установке и подключению противотуманных фар на ваз 2114
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector